Мировые новости
Опрос посетителей
Что бы Вы хотели видеть на сайте

Ученица Остапа Бендера: новые обещания Theranos

Ученица Остапа Бендера: новые обещания Theranos

Нет ни единого подтверждения того, что технология анализа крови, разрекламированная Лиз Холмс, действительно работает. Но это не останавливает ее от новых «революционных открытий» и жажды внимания.

Мир клинической биохимии мало чем может заинтересовать человека, не являющегося клиническим биохимиком. Но душным филадельфийским вечером 1 августа 2016 года 7000 человек на съезде Американской ассоциации клинической биохимии, затаив дыхание, внимали выступлению уверенной в себе блондинки. Были в аудитории и журналисты престижнейших деловых изданий, наверное, только что узнавшие о существовании Американской ассоциации клинической биохимии.

Увлеченность аудитории совершенно понятна – из уст Элизабет Холмс, основателя и руководителя Theranos, на мир должна была пролиться долгожданная правда об удивительном открытии, рожденном в лаборатории Стэнфордского университета и разработанном под надзором лучшего стэнфордского профессора химических технологий в одном из самых революционных стартапов мира.

Этот стартап привлек миллиард долларов инвестиций, но ухитрился за 13 лет своего существования так никому не рассказать, в чем именно заключается его революционная технология анализа крови по нескольким каплям. Не было независимых тестов, не было публикаций в научных журналах, не было доступа в лаборатории и исследовательский центр – все эти принятые в научной среде методы верификации не оказались ненужны и неважны для вундеркинда Лиз Холмс. До того момента, когда они стали критически важны – надзорное агентство CMS запретило работу одного из двух центров анализа крови, аптечная сеть Walgreens разорвала договор на размещение лабораторий  Theranos в своих магазинах, FBI и SEC начали расследование возможного обмана инвесторов. И в мае 2016 Холмс пообещала выступить на съезде Американской ассоциации клинической биохимии с подробным рассказом о технологии и предъявлением результатов независимых тестов. Неудивительно, что семь с половиной тысяч биохимиков и журналистов пришли на ее доклад.

Небольшое отступление. Мне знакомо три мнения о Theranos: они молодцы, честные ошибки которых раздуты ангажированной прессой; они мошенники, укравшие весь инвестированный миллиард и скрывающиеся под дымовой завесой секретности; это негодно управляемая компания с неработающей технологий, которая боится признаться в провале. Носители этих мнений по-разному оценивали происходящее с компанией с октября прошлого года. Первые ждали того, что Холмс вот-вот всем все объяснит, и поверившее ей человечество вознесет спасительницу на заслуженную ей высоту успеха. Вторые с наслаждением предвкушали, как им казалось, неизбежное падение Лиз, заключение в тюрьму и битье мошенницы батогами. Третья группа полагала, что скандал сойдет на нет, но и Theranos тихо уйдет с рынка.

Но 1 августа 2016 года выяснилось, что истинного сценария развития событий не смог угадать никто. Уже на пятой минуте выступления  Холмс показала всем слушателям, что не напрасно самым важным человеком в Theranos сейчас является супер-адвокат Дейвид Бойз (защищал IBM от обвинений в монополизации рынка, телекомпанию CBS от иска ветерана вьетнамской войны, представлял VISA на суде против American Express), а совет директоров и консультационный совет компании состоит больше из политиков, чем их медиков и биохимиков. 

Сгустившиеся над Theranos тучи было решено разгонять не откровенностью и открытостью в стиле респектабельных научных дискуссий, а туманом и хитростью в стиле «поймай меня, если  можешь», более привычным на политических дебатах и в судебных заседаниях.

Холмс не стала даже начинать объяснять, как работает лабораторный анализатор крови Edison, на котором за 2014-2015 годы было выполнено, по заверениям компании, 6 миллионов анализов. Как будто бы забыв, что судьба Theranos и ее самой зависит от оценки прошлых действий и обещаний, девушка с характерной экзальтацией анонсировала создание новейшего, на этот раз переносного, анализатора miniLab.

Сохраняя верность стилю Theranos – «верьте нам на слово, детали мы будем раскрывать позднее» – Холмс не представила оценок независимой экспертизы, не углублялась в детали. Публике даже не был раскрыт перечень анализов крови, выполняемых новым изобретением Холмс. Попытка профессионального обсуждения принципов работы новейшего анализатора, столь естественная при обсуждении презентации на съезде ассоциации биохимиков, натыкалась на негативную и наукообразную риторику и объяснение того, почему «пока» ответы не могут быть получены. Ошалевшему от наглости залу Лиз пообещала максимальное раскрытие информации по мере доработки анализатора. Не обошлось, понятно, и без патетического рассказа о том, как изменится мир с появлением портативного анализатора крови. Всего лишь час понадобился Холмс для того, чтобы поставить точку в споре о Theranos.

Все три мнения о Theranos оказались ошибочными. Элизабет Холмс не спасла мир, но и не убежала с миллиардом. Нет ни единого подтверждения того, что ее технология действительно работает. Но это не останавливает Холмс от новых «революционных открытий» и жажды внимания. На днях про Theranos вышла обстоятельная передача по CNN, и получается, что вода с инновационного гуся стекает не хуже, чем с обыкновенного. Кейс Theranos из бизнес-технологического превратился в социально-психологический и напоминает скорее о «12 стульях» Ильфа и Петрова, чем об истории успеха.
Добавить комментарий
Спасибо спонсору
Мировые новости
Личный кабинет
Партнеры
Такси в Губкине