Мировые новости
Опрос посетителей
Что бы Вы хотели видеть на сайте

26 дек 08:52Политика

Курилы — жертва дипломатической глупости

Курилы — жертва дипломатической глупости
Недавние выборы в Японии, на которых либерально-демократическая партия во главе с премьером Синдзо Абе одержала победу, имеет к нашим, российским делам самое прямое отношение.
Незадолго до голосования японский премьер пообещал, что добьётся завершения «территориального спора» с Россией. И если до выборов это была агитационная болтовня, то после них эти слова стали политической реальностью - и, возможно, нас ждут неприятные новости...
Четыре южных острова Курильской гряды стали в Японии «сакральной территорией», и многолетняя кампания на тему «откричим у России северные территории» сделала японских политиков пленниками собственной пропаганды: просто взять и отказаться от претензий на Курилы никто из них уже не сможет.
Но и «наезжать» на Россию словесно и до бесконечности тоже нельзя, поэтому надеяться японцам остаётся только на... что?
Давно известно, сто раз доказано, что на Курилах русские появились раньше японцев. Еще в XVII веке на островах появились первые «охочие люди», которые продвигаясь от Камчатки на юг, добрались, в конце концов, до северной оконечности Хоккайдо, который японцы только начинали осваивать.
Между тем, ещё в 1739 году по указанию адмиралтейств-коллегии состоялась экспедиция капитана М.П.Шпанберга вдоль Курил. Экспедиция обследовала и нанесла на карту все острова, в том числе острова Малой Курильской гряды. Многим из них были даны русские названия, например, остров Шикотан назван Фигурным, остров Сибоцу - Зелёным. В атласе Всероссийской Империи, изданном в 1745 году старанием и трудами императорской Академии наук, обозначены четыре острова: Три Сестры, Зелёный, Цитронный и Коносир, к югу от которых, как отмечается, «видна часть Японии», остров Матушма (Хоккайдо).
А дальше всё было очень интересно... В конце XVIII века на Южные Курилы начали проникать японцы, которые постепенно «выживали» русских с островов путем запугивания аборигенов-айнов и установления «экономической блокады». Попытка России установить дипломатические отношения с Японией в 1803 году ни к чему не привела, и тогда, в 1807 году на Курилы была отправлена экспедиция в составе фрегата «Юнона» и тендера «Авось» (да-да, тех самых).
Результатом той экспедиции было разорение японских факторий на островах Итуруп и Уруп. На Урупе экспедиция оставила пленного японца с письмом для губернатора Эдзо, в котором объяснялись цели экспедиции:
«Соседство России с Япониею заставило желать дружеских связей и торговли к истинному благополучию подданных сей последней империи, для чего и было отправлено посольство в Нагасаки; но отказ оному, оскорбительный для России, и распространение торговли японцев по Курильским островам и Сахалину, яко владениям Российской империи, принудило, наконец, сию державу употребить другие меры...»
Впечатление этот визит у японцев оставил сильное, самое время было для посылки новой дипмиссии, но ничего за этим не последовало. Российской империи в ту пору было не до Курил, и руководители экспедиции Г.И.Давыдов и Н.А.Хвостов никаких благодарностей не получили. Совсем даже наоборот: по возвращении в Охотский порт они были арестованы, а их действия определены как государственное преступление.
Начальник Охоткого порта И.Н.Бухарин в рапорте на имя монарха и морского министра П.В.Чичагова в августе писал о том, что их действия причинили ущерб России, ибо оскорблённая Япония теперь откажется установить торговые отношения с Россией и может даже обратиться за помощью к Голландии и Франции.
Разумеется, ни наполеоновской Франции, ни оккупированной французами Голландии в 1807 году было не до Японии, но именно таким был первый шаг «большой дальневосточной политики», сводившийся к формуле «как бы чего не вышло». Итогом такого подхода стало подписание Симодского (1855) и Петербургского (1875) договоров. Первый признавал японскими владениями четыре острова Курильской гряды, а второй - вообще всю гряду в обмен на признание Японией российского суверенитета над Сахалином.
Политика односторонних территориальных уступок ни к чему хорошему не привела и через 30 лет обернулась войной с Японией.
Можно было бы сказать, что это дела давно минувших дней и в 1945 году СССР все потери себе вернул... если бы не последующая политика, - тоже в духе «широты души».
Начало ей было положено в 1951 году, когда СССР отказался подписывать Сан-Францискский мирный договор на том основании, что представителем Китая на мирной конференции был представитель загнанного на Тайвань гоминьдана, а не делегат от КНР. Ситуация получилась анекдотическая: в договоре записано, что от Курильской гряды и Южного Сахалина японцы отказываются, но не записано, в чью пользу. Это была феерическая глупость сталинской дипломатии, но дипломатия хрущёвская её вскоре превзошла.
В 1956 году в ходе визита в Токио Хрущёв подписал знаменитую декларацию о том, что между СССР и Японией прекращается состояние войны (!) и СССР даже обещает при заключении мирного договора вернуть японцам острова Шикотан и Хабомаи, если Япония останется нейтральной и дружественной к СССР.
При помощи такого «хитрого плана» Хрущёв собирался предотвратить заключение союза между Японией и США - разумеется, напрасно. Японо-американский союз всё равно состоялся, но отдельный японо-советский мирный договор подписан не был, а у Японии появился неотразимый аргумент: «Отдавайте острова, коли сами обещали!»
За годы демократии и гласности российская дипломатия напрочь разучилась говорить твёрдое «нет», и все манёвры вокруг «территориального вопроса» сводятся к попыткам «и рыбку съесть, и воду выпить». Мол, давайте сотрудничество налаживать, совместно острова осваивать, а там видно будет...
Остаётся только удивляться тому, что в «лихие девяностые» оборотистые японцы не сумели «отжать» Курилы совершенно мирным способом, в обмен на какую-нибудь «экономическую помощь». Поскупились тогда в Токио, не иначе.
Но это уже дело прошлое. А что будет в будущем, можно сказать уже сегодня: в скором времени в Японии будет пересмотрена конституция, запрещающая войну, как средство решения территориальных споров, и тогда... Тогда нельзя исключить, что в очередном приступе «как-бы-чего-не-вышлизма» какие-нибудь мудрые дяди решат острова сдать.
В общем, нашему пресловутому гражданскому обществу есть о чём волноваться и есть, за чем следить. И в идеале было бы хорошо, если б Госдума требовала выделять деньги не на строительство бестолковых «Мистралей», а на создание обычных удобных аэродромов на всех островах. И ещё внимательно следила бы за тем, что там за возня идёт в МИДе по вопросу о «северных территориях».
Но это лишь мечты. А вот японское обещание «решить курильский вопрос» - это уже слово самурая. То есть политический факт.
Андрей Михайлов
Добавить комментарий
Спасибо спонсору
Мировые новости
Личный кабинет
Партнеры
Такси в Губкине