Белгородское образование выходит на новый уровень развития
В Белгородской области разработана Стратегия развития дошкольного, общего и дополнительного образования до 2020 года. Главная цель Стратегии – формирование образованного, творческого и социально зрелого молодого поколения, которое станет основой экономического роста и социального развития региона, благополучия и безопасности белгородцев. Этот документ представляет комплекс целевых установок, принципов и приоритетов региональной образовательной политики, разработанных на основе российской общеобразовательной политики. Стратегия определяет основные направления развития дошкольного, общего и дополнительного образования до 2020 года, а также обозначает механизмы повышения качества образовательной отрасли Белгородской области. Разработка стратегии была обусловлена рядом серьёзных объективных проблем, существующих в региональной сфере образования. В их числе недостаточный охват юных белгородцев школьным образованием, высокая доля обучающихся с неудовлетворительным уровнем знаний, большой разрыв в успеваемости между лучшими и худшими учениками. Беспокойство специалистов вызывают также низкий уровень социализации и формирования у школьников позитивных социальных установок, наличие «слабых» школ, недостаточное материально-техническое обеспечение учреждений дополнительного образования. Как считают специалисты, главными причинами отставания образовательной отрасли от требований времени являются отсутствие целостной системы дошкольного образования и развития, рост территориальных и структурных противоречий в отрасли и её неспособность стать эффективным социальным лифтом для вступающих во взрослую жизнь белгородцев. В условиях современного мира, утратив монополию на образование и воспитание, детсад и школа пока не научились использовать новые механизмы социализации. Да и уровень подготовки педагогов не всегда успевает за актуальными вызовами. В Стратегии обозначены приоритетные результаты, которые будут достигнуты в ходе её реализации. В дошкольном образовании это формирование у ребёнка основ самоидентификации, в том числе и социальной, в окружающем мире. На общеобразовательном уровне юные белгородцы будут получать не только теоретические знания, но и возможность применять их на практике, технологические навыки и позитивные социальные установки. Дополнительное образование обеспечит формирование нравственных ценностей, трудовое воспитание детей, развитие их творческих и интеллектуальных способностей. Ожидается, что Стратегия позволит существенно повысить качество региональной образовательной сферы по целому ряду критериев. Так, к 2020 году в регионе планируют решить проблему дефицита мест в дошкольных образовательных учреждений – все маленькие белгородцы будут обеспечены местами в детских садах. Все будущие первоклассники будут проходить предшкольную подготовку. Программы раннего развития детей будут действовать не для 18,2 % как в настоящее время, а для 35% детей, а раннее изучение иностранного языка станет нормой для всех дошкольных учреждений образования. Большое внимание уделяется повышению материального обеспечения педагогов дополнительного образования. Ожидается, что уже к 2018 году их зарплата будет сопоставима с зарплатой в региональной сфере экономики. Значительно возрастёт – с 11,7 до 20,1% – доля трудящихся в отрасли образования молодых учителей. Стратегия предусматривает также рост числа педагогов-новаторов, пользующихся финансовой поддержкой в инновационной образовательной деятельности. Одним из важных ключевых показателей Стратегии стал охват белгородских старшеклассников профильным обучением. Ожидается, что к 2020 году он увеличится по сравнению с настоящим временем на 26,6% и составит 99,6%. Важным шагом по пути модернизации региональной системы образования станет и автоматизация процессов управления общеобразовательными учреждениями. Планируется, что IT-технологии будут введены в систему менеджмента всех белгородских школ. Одно из главных условий формирования полноценной личности – физическое воспитание и здоровый образ жизни. Стратегией предусмотрено, что к 2020 году не менее 80% белгородских школьников будут заниматься физической культурой и спортом в системе. Не забыли разработчики документа и о детях с ограниченными возможностями. Ожидается, что за время реализации Стратегии доля таких детей, получающих дополнительное образование, возрастёт до 15 %. Для сравнения, в настоящее время таких детей всего 0,4 %. Региональная Стратегия развития дошкольного, общего и дополнительного образования выведет на качественно новый уровень роль и взаимоотношения основных участников образовательного процесса, предоставив им новые функции и возможности. Школьники будут иметь возможность получать образование по стандартам нового поколения, на основе новых образовательных технологий и комплексного переоснащения учреждений образования. В регионе создадут целостную и логически завершённую инфраструктуру социализации и досуга детей, обеспечат условия для выбора обучающимися индивидуального образовательного маршрута, сформируют систему выявления, поддержки и сопровождения одарённых детей. Для учителей и педагогов дополнительного образования реализация Стратегии принесёт повышение профессионального престижа, индивидуализацию траекторий профессионального развития, стажировку на площадках с лучшим образовательным и управленческим опытом. Немалое значение получит стимулирование и поддержка научной и исследовательской деятельности педработников, изменение критериев аттестации педагогов. В ходе выполнения Стратегии заработная плата педагогов региональной сферы дошкольного и дополнительного образования будет повышена до уровня средней зарплаты организаций общего образования области. Серьёзные позитивные изменения затронут деятельность руководителей образовательных учреждений. Так, будет создана новая система взаимодействия руководящих и педагогических работников, основанная на оплате их труда по результатам эффективности предоставляемых образовательных услуг. Будет налажена поддержка ведущих организаций допобразования и педагогов, демонстрирующих высокие результаты в исследовательской, проектной деятельности и научно-техническом творчестве. Понизится бюрократическая нагрузка на учреждения образования, прежде всего за счёт оптимизации системы отчётности и перехода с бумажного на электронный документооборот. Стратегия преследует и ряд других целей, направленных на модернизацию образовательной отрасли области. Таким образом, к 2020 году система дошкольного, общего и дополнительного образования области повысит свою конкурентоспособность и способность отвечать на новые культурные, социальные и технологические вызовы. Реализация Стратегии обеспечит современное качество и доступность образования детей, поддержку разнообразия детства, позитивную социализацию и учебную успешность каждого белгородского ребёнка. В целом образовательная отрасль станет неотъемлемой составляющей инновационного развития Белгородской области. Уважаемые читатели! Свои замечания, предложения и комментарии просим направлять по электронной почте департамента образования Белгородской области beluno@belregion.ru с пометкой «Обсуждение Стратегии». Материал подготовле пресс-службой департамента образования Белгородской области. Газета "Новое ВРЕМЯ"