Мировые новости
Опрос посетителей
Что бы Вы хотели видеть на сайте

10 июн 09:58Экономика

Украинский кризис и газовый прогресс

Украинский кризис и газовый прогресс
Первые дни лета 2015 года ознаменовались активной борьбой поставщиков углеводородного топлива за украинский рынок. Живительные ветра конкуренции вдохнули новую силу в паруса прогрессивных улучшений. Вялый дрейф корабля с пожаром в трюме и с бунтом на борту, дрейф без руля, без ветрил, без идей и без денег навстречу дефолтному водовороту остался в прошлом. Правильно организованные реформы не тонут. Лишь смрад от полыхающих нефтебаз мешает разглядеть ослепительность открывающихся перспектив.
Попытки тушить бензиновое пламя обыкновенной водой, эвакуация людей из опасной зоны через сутки после начала колоссального пожара, парк спецтехники 40-летней давности, чрезвычайная министерская активность в соцсетях лишний раз характеризуют «высочайший профессионализм» новой украинской власти. Как и расположение столичных (!) военных арсеналов в 50 метрах (!!) от взрывоопасных объектов. Разумеется, здесь должен был проходить еще и магистральный газопровод высокого давления, прямиком через хранилище отработанного ядерного топлива. Дабы сконцентрировать все факторы риска и доходности в одном месте. Чтобы вести государственное строительство по бразильской системе «Всё или ничего».
Пока же часть от своего газового «Ничего» предлагает выгодно купить Литва. Министр энергетики (и хорошего настроения) Р. Масюлис заявил о литовской готовности экспортировать газ на Украину в любых объемах. Транзитом через белорусское (море) направление. Но данному энергетическому начинанию мешает Газпром:
«Литва готова осуществить поставки из нашего нового терминала по приему сжиженного газа в любое время и в необходимом объеме. Однако Газпром отказывается транспортировать наш газ в украинском направлении. Российская компания мотивирует свою позицию технической невозможностью подобного потока, мы с этим не согласны. Речь идет о политике, усложняющей экспорт газа из Литвы…»
У магистральных газопроводов есть характерная особенность – они транспортируют свое содержимое в одном направлении. Они так спроектированы, так построены, так эксплуатируются. Газ идет оттуда, где он есть туда, где он нужен. Перепрофилировать «трубу» для двустороннего движения углеводородов технически сложно и обычно стоит дороже, чем проложить рядом другую, совершенно новую. Если угодно, это можно назвать политикой. Политикой возведения газопроводов.
Кстати, ничто не мешает г-ну Масюлису привлечь инвесторов, инженеров, монтажников и прочих специалистов для прокладки на Украину собственной «трубы», потока имени Грибаускайте. Но виртуальность литовского предложения касается не только инфраструктурных особенностей магистральной прокачки природного газа.
Клайпедский СПГ-терминал «Independence» вступил в строй в октябре 2014 года. Девять месяцев назад. Ежегодно литовский бюджет вносит стоимость его аренды в размере 50 млн. $. Да, терминал арендован на 10 лет и лишь в 2024 году у Вильнюса возникнет право на его приобретение. Проектная мощность «Independence» составляет 6-7 млрд. м3 голубого топлива в год. Что позволяет покрыть до 90 % газовых потребностей всех трех прибалтийских стран. В теории.
На практике за истекшие девять месяцев литовский терминал принял всего несколько норвежских танкеров СПГ, суммарным объемом менее 15 % от сугубо литовской необходимости. Прибалтийским соседям транспарентный норвежский газ почему-то не поставляют. Хотя Газпром повлиять на данный экспорт никак не может. Возможно, мешает отсутствие транспортных газопроводов. Возможно, играет роль дороговизна сжиженного газа, его цена на 30-50 % выше обычного. Возможно, политически близорукие соседи не могут разглядеть сжиженного счастья возле собственных границ.
Украине же необходимо импортировать как минимум 20 млрд. м3 газа в год, это после всех усилий по развалу собственной промышленности и взрывного роста тарифов ЖКХ. 20 млрд. м3 газа многократно превосходит пропускную способность литовского терминала. Платежный потенциал новой Украины тарифы на сжиженный газ превосходят еще больше. Литва в плане углеводородных поставок до сих пор зависит от Газпрома на 87 %. Но российская монополия не желает качать свой собственный газ из Литвы на Украину, как это недемократично и опасно.
Другим направлением газовой диверсификации является западноукраинское. О выгоде реверсных поставок Киев говорит уже второй год. В теории Украина уже сейчас (в конце мая 2015) урезала газовый экспорт из РФ до 37 %. Остальное – потоки из Европы, из пяти стран ЕС, от десятка различных компаний. Кто сказал, что в Европе имеется дефицит топлива?!
Поразительно, но ни одна из европейских реверсных стран своего газа практически не добывает. То есть Румынии, перешедшей на самостоятельное обеспечение углеводородами благодаря планомерной деиндустрилизации, среди украинских поставщиков нет. Как и Норвегии, Голландии, Великобритании. Реверс идет из Словакии, Польши, Германии, Чехии и Венгрии. Все эти уважаемые государства импортируют природный газ из РФ. От 40 % (Германия) до 92 % (Словакия) от своих потребностей.
С венгерской компанией FGSZ Укртрансгаз даже подписал договор об информационном обмене и взаимодействии. Венгерская FGSZ – это оператор газотранспортной системы, своих месторождений у компании нет. От венгерской FGSZ требуется предоставить информацию – кому именно предназначен прокачиваемый через Украину российский газ, чтобы Киев мог осуществить виртуальный реверс в пределах собственных границ и ГТС. При этом продолжая взимать с Газпрома полный объем транзитных платежей за якобы доставленный в Европу газ. Дело за малым – получить согласие Газпрома на потерю снижения его доходов, ущерб реноме и утрату коммерческой тайны.
Все гениальное просто, даже если простота хуже воровства. Друг в беде не бросит, топлива подбросит, лишних денег спросит. Это ведь наш добрый европейский друг. Топливные победы – самые многочисленные и разнообразные в стране майданных достижений. К ним относится газопровод из Грузии до Одессы (его проектировали и почти начали строить при Ющенко и Тимошенко). К ним относится нефтегазоносный шельф острова Змеиный, судебно дарованный Румынии. Там идут работы по освоению месторождений безо всякого «почти». К ним относятся поставки топлива на Украину из Венесуэлы, Тринидада и Тобаго, Алжира и т.д. Вопреки турецкому запрету для СПГ-газовозов проходить проливами Босфор и Дарданеллы. К ним относятся одесский терминал СПГ, договор о строительстве которого прибыл подписывать испанский лыжный инструктор. К ним относятся энергоносители из специальных водорослей и обыкновенных биологических отходов, цикличные планы по сбережению тепла и электроэнергии, сжиженный газ из США и Литвы, газовый реверс физический и виртуальный, маразм политический очень реальный.
При этом трехсторонние переговоры на газовую тему между ЕС, РФ и Украиной продолжаются параллельно с реверсными заклинаниями. Позиционируя свое желание стать газовым хабом, украинская сторона в лице Нафтогаза отказывается брать обязательства закачивать топливо в свои ПХГ. Шантажируя и Европу, и Россию, и финансовым образом, и транзитным фактором. Не взирая на резкое снижение стоимости российского газа ввиду спада мировых цен на нефть – до 250-270 $ за тысячу кубометров, и это без учета льгот по таможенным пошлинам. Не смотря на декларативную поддержку всяческим реформам, вопреки постоянно обновляемым планам по их имплементации.
За полтора года активных обещаний ни один инвестор не вложил и доллара в украинскую ГТС. Такое игнорирование важнее сотен резолюций и постановлений. Всё обилие прожектов на сжижено-реверсную тему объясняется европейским и российским желанием избавиться от транзитера-шантажиста. Подлинный прогресс газового снабжения Европы лежит именно в этом – к сожалению, внеукраинском – направлении.
Даша Гасанова
Добавить комментарий
Спасибо спонсору
Мировые новости
Личный кабинет
Партнеры
Такси в Губкине