25 июля — день смерти Высоцкого. Фраза точная, канцелярская, дурацкая. Он, конечно, не умер. Его помнят; и так, как никого. Все памятники оказались лишними, не нужными ни нам, ни ему. Да и нет удачного. Нет такого, глядя на который мы сказали бы: да, это Высоцкий! Все попытки перепеть ВВ (в смысле спеть его песни по-новому, по-своему) оказались лишними, никому, кроме «певцов», ненужными. Хотя музыка вроде та же и слова те же, хоть по бумажке проверяй… Все попытки перепеть его (в смысле спеть лучше, сильнее, чем он сам) безнадёжны и постыдны. …Был однажды какой-то юбилейный вечер, где штук 20 эстрадных знаменитостей по очереди пели его песни, а в финале все вместе изо всех сил закричали: «Вдоль обрыва по-над пропастью!..» («Кони привередливые»). Жалкое, душераздирающее зрелище. …После его перехода в другое состояние прошло ровно 35 лет. В его судьбе исполнилась мечта Пушкина. Быть может, он для блага мира Иль хоть для славы был рождён; Его умолкнувшая лира Гремучий, непрерывный звон В веках поднять могла. Поэта, Быть может, на ступенях света Ждала высокая ступень. Его страдальческая тень, Быть может, унесла с собою Святую тайну, и для нас Погиб животворящий глас, И за могильною чертою К ней не домчится гимн времён, Благословение племён. Он пел всего-то 15 лет. Но его лира (гитара) действительно подняла гремучий непрерывный звон в веках. Он ушёл на невероятном взлёте. И народное горе было так велико, наверное, и потому, что люди чувствовали: он ушёл, не успев создать шедевры… Не знаем, какие. Но мы знали, что они будут. Само его существование обещало это. Он всё дальше уходил от шуточных, блатных, спортивных, сказочных, он летел в небеса и в сердца. …Что ж, не облысел, не растолстел, в президиумах не сидел, в Кремле не награждали… Господи, как подумаешь, что всякая шваль тянула бы его в свои предвыборные партийные списки… Было бы ему сейчас под 80, был бы у него маразм и собственный театр, сочинил бы что-то типа «Владимир Путин
молодец! Он вождь, учитель и отец!» — мрак. ...Мы публикуем здесь фотографии очень известные и почти неизвестные. Только те фото ценны, где виден характер, мысль, настроение, события и люди. Но тем, кто не знает песен Высоцкого или равнодушен к ним, фотографии ничего не дадут. Вот записи — важны бесконечно. И звук — большое счастье, а уж видео — очень большое. Мы слышим, что он поёт, и видим, как он поёт. Господи, как Высоцкий-Хлопуша на разрыв аорты орал в «Пугачёве»: «Я хочу видеть этого человека!» На сайте «МК» вы можете послушать редкие записи. Мы старались выбрать самые сильные песни. «Две судьбы. Кривая да Нелёгкая»
. Есть несколько вариантов этой знаменитой песни. Мы публикуем самый полный текст. Права же на аудиозапись, как говорят, у художника Михаила Шемякина, и мы не станем качать права. Но и та запись, которая у нас на сайте, очень интересная. «Течёт речечка»
— настоящая блатная, которую он спел в гостях у братьев Вайнеров и спел так, что обалдели эти, всё на свете прошедшие братья. «Банька по-белому»
— четыре варианта, в том числе очень короткий, надрывный. «Сбивают из досок столы во дворе»
— уникальная 29-минутная запись. Высоцкий ищет лучший вариант исполнения песни про войну. Меняет ритм, меняет стиль… «Райские яблоки»
— когда будете слушать — поймёте, что всё сбылось. В дивных райских садах стреляют без промаха. «Як-истребитель»
… Послушайте, как Высоцкий, на три минуты превратившийся в самолёт, поёт «мирррр вашему дому». …А может, не утратил бы с годами ни ума, ни характера, ни таланта. И спел бы сейчас про «Боинг», проКрым
и Донбасс
, и все государственные телеканалы не смогли бы его перепеть, и Останкинская башня оказалась бы ниже этого человека. А.М. ДВЕ СУДЬБЫ Жил я славно в первой трети Двадцать лет на белом свете — по учению, Жил бездумно, но при деле, Плыл, куда глаза глядели, — по течению. Думал — вот она, награда, — Ведь ни веслами не надо, ни ладонями. Комары, слепни да осы Донимали, кровососы, да не доняли. Слышал с берега вначале — Мне о помощи кричали, о спасении. Не дождались, бедолаги, — Я лежал, чумной от браги, в отключении. Тряханет ли в повороте, Завернет в водовороте — все исправится. То разуюсь, то обуюсь, На себя в воде любуюсь — очень нравится. Берега текут за лодку, Ну а я ласкаю глотку медовухою. После лишнего глоточку Глядь — плыву не в одиночку, — со старухою. И пока я удивлялся, Пал туман и оказался в гиблом месте я, — И огромная старуха Хохотнула прямо в ухо, злая бестия. Я кричу, — не слышу крика, Не вяжу от страха лыка, вижу плохо я, На ветру меня качает… — Кто здесь? — Слышу — отвечает: — Я, Нелегкая! Брось креститься, причитая, — Не спасет тебя святая Богородица: Тот, кто руль и весла бросит, Тех Нелегкая заносит — так уж водится! — Я впотьмах ищу дорогу, Медовухи понемногу — только по сту — пью, А она не засыпает, Впереди меня ступает тяжкой поступью. Вон, споткнулась о коренья, От такого ожиренья тяжко охая. И у нее одышка даже, А заносит ведь — туда же, тварь нелегкая. Вдруг навстречу нам — живая, Хромоногая, кривая, морда хитрая. И кричит: — Стоишь над бездной, Но спасу тебя, болезный, слезы вытру я! — Я спросил: — Ты кто такая? — А она мне: — Я Кривая, — воз, мол, вывезу, — — И хотя я кривобока, Криворука, кривоока, — Я, мол, вывезу! Я воскликнул, наливая: — Вывози меня, Кривая, я на привязи! Я тебе и жбан поставлю, Кривизну твою исправлю — только вывези! И ты, маманя, сучья дочка, На-ка, выпей полглоточка — больно нервная. Ты забудь меня на время, Ты же толстая — в гареме будешь первая. И упали две старухи У бутыли медовухи в пьянь, истерику. Я пока за кочки прячусь, Я тихонько задом пячусь прямо к берегу. Лихо выгреб на стремнину, В два гребка на середину — ох, пройдоха я! Чтоб вы сдохли, выпивая, Две судьбы мои —Кривая да Нелегкая! Знать, по злобному расчету Да по тайному чьему-то попечению Не везло мне, обормоту, И тащило, баламута, по течению. Мне казалось, жизнь — отрада, Мол, ни веслами не надо, — ох, пройдоха я! ...Удалились, подвывая, Две судьбы мои —Кривая да Нелегкая! Ну, надо сказать, это он удалился, а Кривая да Нелёгкая остались с нами навсегда. Александр Минкин