Мировые новости
Опрос посетителей
Что бы Вы хотели видеть на сайте

08 июн 10:38Политика

Берегитесь, чукчи, майдана в Заполярье

Берегитесь, чукчи, майдана в Заполярье
На минувшей неделе из новостного поля в Петербурге практически выпало одно занимательное событие. В Государственной полярной академии состоялся первый в своем роде экспертный семинар с участием представителей США.
При чем здесь оппортунизм и коллаборационизм?
Название семинара, «Российско-американский диалог в Арктике: перспективы сотрудничества», в переводе почему-то оканчивалось словосочетанием opportunities for collaboration, вызывая в памяти сразу два нехороших слова - «оппортунизм» и «коллаборационист».
Дальше - больше. Казалось бы, можно только порадоваться, что, несмотря на сложную международную повестку дня, ученые из наших двух стран смогли оставить в стороне политику и продолжить заниматься вечной и самодовлеющей наукой. Однако, как говорится, здесь было не всё так однозначно.
Начнем с того, что в церемонии открытия семинара, которая прошла в четверг утром в учебном корпусе Академии на Рижском проспекте, 11, принимал участие заместитель консула США в Петербурге по вопросам прессы и культуры Майкл Бёрнс. Господин Бёрнс, хотя и сам родом с Аляски, произвел впечатление человека, не слишком сведущего в арктической тематике.
Его приветственное слово состояло из дежурных фраз и закончилось фразой о важности «продолжения контактов и взаимодействия в текущих условиях». Во время последующего заседания господин Бёрнс внимательно слушал докладчиков и делал пометки в блокноте.
Исполняющий обязанности Российского государственного гидрометеорологического университетаВалерий Михеев, являющийся также членом российской Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, вероятнее всего, совершенно искренне полагал, что открывает встречу ученых, которые смогли «отодвинуть на задний план» все политические вопросы. По крайней мере, вероятно, именно такой чистой любовью к науке было проникнуто его намерение обратиться по итогам семинара к Министерству иностранных дел РФ и Государственному департаменту США с призывом разморозить сотрудничество в арктическом регионе.
Откровения дипломата-полярника
Первое заседание семинара открывал доктор Кеннет Яловиц, в свое время 36 лет проработавший профессиональным дипломатом, в том числе послом в Грузии и Белоруссии. Господин Яловиц, заявивший, что он не представляет на семинаре «никакое государство», а говорит лишь от себя лично, уточнил, что именно, по его мнению, служит препятствием к продолжению сотрудничества в Арктике.
«Что непосредственно напрягает Запад? Это вопросы военного присутствия и превышение тех реальных потребностей, которые есть сейчас у России, в своем военном присутствии в Арктике», - передал слова доктора Яловица синхронный переводчик, работавший на семинаре.
По словам Яловица, никто не оспаривает законных интересов России в Арктике, никто не говорит, что Россия не должна строить порты или не должна развивать в регионе инфраструктуру.
Вместе с тем, как говорится в печатных тезисах доклада Яловица, «Россия увеличивает рост вооруженного присутствия и проводит крупномасштабные военные маневры, тем самым увеличивая арктические и американские санкции, направленные на российские нефтяные и газовые проекты в ответ на участие России в войне на Украине, тем самым затрагивая и вопросы, касающиеся экономического развития Арктики».
В то же время, заверил доктор Яловиц, в ближайшей перспективе разработка нефти и газа в Арктике вряд ли будет экономически оправданной из-за падения мировых цен на углеводороды. Поэтому, по его словам, сейчас основная задача в Арктике - вывести за ее пределы все геополитические проблемы и сосредоточиться на работе по защите окружающей среды.
Позволим себе здесь небольшое отступление. Если заглянуть в американскую прессу, то можно узнать, что сами США, вопреки увещеваниям господина Яловица, уже вовсю готовятся начать новые массовые бурения в Арктике в рамках заявленной президентом Обамой новой «всеобъемлющей» энергетической стратегии. Правда, в США понимают, что пока они по всем фронтам в освоении Арктики сильно отстают от России. Издание Alaska Dispatch News в публикации от 6 мая этого года приводит даже слова министра обороны США Эштона Картера о том, что американские вооруженные силы слишком поздно осознали, что потерпели в Арктике поражение.
И еще одна мысль была озвучена до завершения первого заседания семинара. Тот же господин Яловиц, отвечая на вопросы коллег, как будто случайно вспомнил о еще одной проблеме Арктики, также требующей для своего решения сотрудничества России и США, - это проблема защиты интересов коренных народов Севера.
Национальный фактор
Во время перерыва корреспонденту Федерального агентства новостей удалось пообщаться с присутствовавшим на семинаре заместителем консула Бёрнсом.
Разумеется, господин Бёрнс отказался комментировать «милитаризацию Арктики», которая, в свою очередь проводится со стороны Соединенных Штатов. Не нашлось у него также ответа на вопрос о возможных шагах США в случае, если Россия продолжит неугодную им политику в регионе.
Но на один вопрос о той деятельности, которую США ожидают от России в Арктике, господин Бёрнс все же ответил, что она должна касаться безопасности и интересов коренного населения.
Любые действия наших американских партнеров следует воспринимать, непременно имея в виду подразумеваемую, но официально не декларируемую цель. Как известно, даже угощать печеньем официальные представители США будут не за просто так.
Как живется чукчам
Расспросить о факторе коренных народов в арктическом сотрудничестве России и США мы решили у организатора экспертного семинара в Полярной академии Марьи Розановой, председателя Центра гражданских, социальных, научных и культурных инициатив «Стратегия».
Выяснилось, что Розанова уже на протяжении нескольких лет профессионально занимается в России правозащитной деятельностью. Объект ее интересов - межнациональные отношения и миграционные процессы.
При Полярной академии действует возглавляемый Розановой Центр содействия сохранению и развитию культуры коренных малочисленных народов России. Идеологическую базу для своей работы Розанова получила в ходе многочисленных заграничных стажировок.
Из рассказа Розановой узнаем, что коренные малочисленные народы России активно сотрудничают с международными организациями. Обращаться в зарубежные структуры, по словам Розановой, представителям малых народов приходится из-за того, что они не находят поддержки у региональных властей в решении актуальных для них вопросов.
Особенно остро, утверждает Розанова, ситуация обстоит в Чукотском автономном округе. Коренное население - чукчи - находятся здесь, по словам Розановой, в меньшинстве. Отношение к ним - как к «третьесортным гражданам». Государство совершенно не занимается их поддержкой (последнее явно не соответствует действительности).
Их не берут на работу, им приходится терпеть унижения от приехавших на Чукотку сезонных работников, которые, по словам Розановой, обладают «низким уровнем бытовой культуры». Дискриминация и эксплуатация на Чукотке, утверждает правозащитница, сравнима с той, что наблюдалась в XIX веке в колониальной Индии со стороны Британской Империи.
Образование - зло?
Вместе с тем, по ту сторону Берингова пролива, на Аляске, живут родственные чукчам эскимосы, которые говорят с ними на одном языке, принадлежат к одним родовым кланам, но только имеют американское гражданство. Разница в экономическом и социальном положении по сравнению с российскими чукчами, утверждает Розанова, «просто колоссальная».
Задачу правозащитных организаций Розанова видит в подготовке квалифицированных кадров и формировании региональной управленческой элиты.
На вопрос о том, не преследует ли Америка на русском Севере свои интересы, вкладывая средства в образовательные программы, Розанова отвечает: «Разумеется, как и любая другая страна».
«Самая большая опасность в данном случае - если мы сами не решаем свои собственные проблемы, то придут те, которые нам помогут их решить. Но они будут решать их в своих собственных интересах», - говорит Розанова.
Остановимся подробнее на этой помощи. Какие интересы Запад преследует, какой цели уже сегодня добивается, вкладывая деньги в образование активной молодежи наших малочисленных народов? Образование - то же формирование, а формировать можно в заданном направлении.
Так, например, образованный западный человек уверен, что колониальная политика всех без исключения стран происходит по одному и тому же сценарию: захват территории для использования в своих целях и порабощение в том или ином виде коренного населения.
Однако особенностью расширения территории нашей Родины всегда было то, что нельзя напрямую назвать колонизацией. Присоединение земель у нас происходило путем вхождения малых народов в состав большой российской семьи. Это позволило сохранить их действительную самобытность. И в то же время, все мы знаем, как происходила колонизация Северной Америки, где коренное население сохранилось лишь в музеях-резервациях.
Очевидно, что подкупая молодежь западными ценностями, навязывая им западные стереотипы мышления, иностранные специалисты воспитывают лояльных себе агентов влияния. На соседней Украине, на территории которой сейчас идет война, тоже все начиналось с образовательных программ.
Если предположить, что нечто подобное происходит уже сейчас на русском Севере, то деятельность различных НКО, в том числе и тех, кто обосновался при Государственной полярной академии, является ничем иным, как помощью вероятному противнику. А это называется коллаборационизм.
Кирилл Чулков
Добавить комментарий
Спасибо спонсору
Мировые новости
Личный кабинет
Партнеры
Такси в Губкине