Мировые новости
Опрос посетителей
Что бы Вы хотели видеть на сайте

08 июн 10:38Политика

США подталкивают РФ и Европу к состоянию холодной войны

США подталкивают РФ и Европу к состоянию холодной войны
Заявления на полях проходящего в Германии саммита G7 говорят о том, что под предлогом «защиты от российской угрозы» Запад готов продолжать санкции против Москвы. Однако мировое сообщество неоднородно в своих взглядах: Европа, сама того не желая, оказалась под диктатом Вашингтона. О том, чем такая политика грозит России, в беседе с президентом Американского университета в Москве Эдуардом Лозаннским узнал корреспондент Федерального агентства новостей (ФАН).
- Эдуард Дмитриевич, основной инфоповод нашел нас сам – это саммит G7 в Германии. И новости оттуда приходят нерадостные. Барак Обама предложил «российскую угрозу» в качестве одной из главных тем, Дональд Туск высказался за сохранение антироссийских санкций. У вас есть прогнозы в отношении итогов встречи и их влияния на внешнеполитическую обстановку?
- Мое предсказание – сохранится некий статус-кво. И это очень печально. Поскольку после визита Керри было ощущение поиска компромисса, некий trade-off. Скажем, Россия уступит какие-то позиции по Сирии в обмен на то, что Запад сделает уступки по Украине. Однако, как видно, не сумели договориться. Это означает, что в долгосрочном плане Россия все больше вытаскивается из западной ориентации и сближается с восточной. Это видно даже на том, что буквально после G7, куда Россию не зовут, ее ждут в ШОС, ОДКБ и других восточно ориентированных организациях. Мир все больше разделяется, мы возвращаемся в эпоху конфронтации, холодной войны. С моей точки зрения, ситуация более опасна. Раньше были сдерживающие элементы: Советский Союз считался мощной державой, с которой особо не стоит обострять отношений. Россия в представлении Запада является слабой страной со слабой экономикой. В этом смысле ее пытаются добить санкциями. В общем, невеселый прогноз.
- Само исключение из G8 в России многие воспринимают с настроением «ну и не надо». Заявляют о том, что это было неофициальное собрание нескольких стран, которое ни на что не влияло. Исключенная Россия сейчас теряет что-то кроме престижа и звания «экономически преуспевающего государства»?
- Вряд ли теряет, поскольку Россия – страна западной культуры, ориентации. Ее выталкивают из исторического пространства. Но потери ограничиваются только престижем. Если раньше Запад доминировал в претензиях на политическое, экономическое пространство, военное лидерство, то теперь он находится если не в полном отступлении, то значительно теряет позиции. Восток, наоборот, растет. В этом смысле потери обоюдные – как у России, так и у Запада. В долгосрочном плане трудно предсказать, чем это кончится. Главное, чтобы это не переросло в военную конфронтацию. Может быть, у западных лидеров все-таки хватит ума. России война абсолютно не выгодна, да и Западу она не нужна. Но Пентагон, как воинствующая организация, предлагает увеличивать поставки вооружения на Украину. Избегаются слова «война с Россией», этого даже безумцы не хотят. Но, тем не менее, создать под боком России постоянный конфликт, не считаясь с жертвами самой Украины, – это может нанести России большой урон. Прежде всего, экономический. И потом, у России есть моральные обязательства перед соотечественниками. И если провокации будут перерастать в какие-то серьезные военные конфликты, то России не останется другого выхода, как занять серьезную военную позицию. Это может привести и к столкновениям. Это очень опасный сценарий.
- Работу НАТО со странами Балтии и Польшей тоже можно назвать такого рода провокациями?
- Да. С одной стороны, это попытка успокоить их. Не знаю, насколько серьезно это [угрозу «российского вторжения»] местные политики используют для своих целей. По-моему, даже в кошмарном сне нельзя представить, что Россия может на кого-то напасть. До сих пор Россия занимала оборонительные позиции. Активность и наступательная политика всегда шла со стороны Запада. В том числе, и Ассоциация Восточноевропейских стран – совершенно бессмысленная акция, так как Европа не готова взять на себя такой груз финансирования. но политики уже слишком далеко зашли. И политиков, которые могут сказать «да, мы ошиблись» и найти мужество все пересмотреть, сейчас не видно. И в нынешней «семерке» я не вижу таких людей – все они стали жертвами собственной ошибочной политики. Это печально. Наши наивные мечты о том, что после крушения Советского Союза Россия станет неотъемлемой частью западного мира, остались мечтами. Вряд ли в ближайшем будущем будет к этому возврат. Россия могла быть к этому готова – Запад не готов. Казалось бы, вершина мировой цивилизации, в политике не самые умные, знающие эксперты. А раз их нет, то на, вроде бы, ровном месте начинаются войны. Первой и Второй мировых войн можно было избежать. А сейчас политики, сами, может быть, того не понимая, толкают нас к Третьей. Пока на горизонте не видно мощных политиков, которые могут это все развернуть. Поэтому все будет продолжаться пока либо не будет какой-то вселенской катастрофы, либо они не поймут, что надо что-то менять. Но никаких сигналов об изменении политики мы не слышим.
- Если говорить о новых политиках: в 2016 году в США состоятся выборы президента. Отечественные эксперты прогнозируют, что Вашингтон до конца года должен закрыть все нерешенные вопросы, чтобы в 2016 году спокойно вести избирательную кампанию. Насколько справедливы эти утверждения: успеют ли?
- Это нереально. Пока у президента Обамы не видно ни политических, ни умственных возможностей, чтобы суметь эти проблемы разрешить. Их огромное количество, их можно перечислять довольно долго. Пока мы не видим в когорте большого количества кандидатов 2016 года яркой личности такой, каким был, скажем, Роналд Рейган. Но еще время есть, посмотрим. К этому вопросу нужно вернуться через полгода, когда все объявят не только свои намерения, но и программы. Если появится президент, который признает все ошибки предыдущей администрации и предложит какое-то новое видение мировых проблем, то, наверное, у него будет шанс избраться. Обычным американцам тоже не нравится, что сейчас происходит. Они, конечно, погружены там во внутренние проблемы. Но есть и те, которые понимают губительность нынешней политики. И, возможно, под давлением просвещенных кругов к власти придет новый человек. Демократия тем и хороша, что всегда есть надежда: к власти придут новые люди, которые смогут все это развернуть. Так что мы должны набраться терпения: пока на ближайший год, кроме ухудшения, никаких сигналов не видно. Всегда плохо давать такие пессимистические прогнозы, но надо быть честным.
- Из тех кандидатов, которые уже раскрыли свои программы, пока никто не говорил о пересмотре отношений с Россией?
Эдуард Лозанский: Эту тему вообще стараются не затрагивать. Известно, что американская внешняя политика [для избирателя] – на втором-третьем-четвертом местах. В основном, сейчас речь идет о внутренних проблемах. Но в какой-то момент, когда начнется серьезная гонка, им придется говорить и о внешней политике. Тогда мы и узнаем их мнения. У меня есть некие свои предпочтения. И ближе к тому времени я смогу об этом говорить более четко и давать прогнозы.
- Не могу не затронуть тему еще одного президента, за которым в России прочно укрепился ярлык «ставленника Вашингтона». 7 июня – год с инаугурации Петра Порошенко. Как западное сообщество оценивает промежуточные итоги его президентства?
- Надо, прежде всего, говорить, как к нему относится собственный народ. На данный момент опросы общественного мнения говорят, что 60% украинцев считают его действия провальными, не одобряют его. Это довольно высокий процент. Это большая часть страны, 25-26 миллионов, не только Юго-Восток. И западная, и центральная части Украины его работой недовольны. На Западе рассчитывали на его обещания в течение месяца закончить «сепаратистские» настроения. Но ему это не удалось. И я думаю, что, наверное, подыскивают какую-то другую кандидатуру, на которую можно поставить. Пока об этом явно не говорят. За исключением Виктории Нуланд, которая встречалась с депутатом от оппозиции Левочкиным, бывшим соратником президента Януковича. Может быть, поставят на него. Но пока резких заявлений не было, кроме слов Керри о том, что Порошенко следует подумать, перед тем, как нарушать минские соглашения. После этого все как-то затихло. К сожалению, в Сочи не сумели договориться. Так что его популярность падает. Это естественно: экономическая ситуация ухудшается с каждым днем. Я думаю, что ему недолго осталось. И продолжение военных действий, нагнетание истерии – это один из способов остаться у руля. Это дает ему повод жаловаться Западу на «российскую агрессию», просить деньги и оружие. А если бы все улеглось, то пришлось бы заниматься серьезными экономическими реформами. Я не думаю, что Запад готов постоянно давать ему деньги, и в какой-то момент там наступит дефолт со всеми вытекающими последствиями.
- Вы говорите, Порошенко осталось недолго. Снова Майдан?
- Понимаете, Украина такая страна, которая любит Майданы. Но вряд ли бы без поддержки Запада предыдущий Майдан достиг своей цели. Поэтому, если Запад полностью не сдаст Порошенко, то будут какие-то выборы. Но выборы еще не скоро.
- А недовольны уже сейчас.
- Поэтому если наступит дефолт, то, возможно, произойдет внутренний переворот. Необязательно с Майданом – «дворцовый» переворот. Вероятность этого довольно велика, и пока все держится на западных деньгах. И до каких пор Запад будет готов финансировать, сказать трудно. Рядовые граждане европейских стран этого уже не хотят. И все-таки Запад – это демократия, и в какой-то момент им придется прислушаться к общественному мнению.
Владимир Карпухин
Добавить комментарий
Спасибо спонсору
Мировые новости
Личный кабинет
Партнеры
Такси в Губкине