Мировые новости
Выбор редакции
Контактная зоовыставка "Федерация кошек" в городе Губкин!
18.06
В Белгороде сбили пенсионерку
12.03
Всероссийская акция «Единый день сдачи ЕГЭ родителями»
09.03
Муниципальный этап всероссийского конкурса «Я - исследователь» прошёл в Губкине
03.03
Губкинская команда по синхронному катанию прошла отбор в финал Кубка России
03.03
Восемь белгородцев попались на незаконном сбыте оружия
01.03
Опрос посетителей
Что бы Вы хотели видеть на сайте
05 окт 09:54Наука и технологии
"Качество медпомощи не может быть выше полученного образования"
Гость программы «Трибуна» зампред комитета Совета федерации по социальной политике, сенатор от Смоленской области, заслуженный врач России, заслуженный деятель науки РФ, Людмила Козлова обсуждает с Владимиром Нестеровым проблемы медицинского образования.
- Что изменилось за последние годы в медицинском образовании? В Советском Союзе была сильная школа, сильные институты, но в 1990-е ощущался провал, нехватка специалистов, нехватка преподавателей. Что мы имеем сейчас?
- Изменилось многое. Как и в любом деле, изменения есть и в положительную сторону, но много негативного. В целом качество медицинского образования снизилось по сравнению с тем, что было ранее. Престиж преподавателей высшей школы, педагогической профессии снизился. Раньше было очень престижно остаться в вузе и стать преподавателем, а сейчас иная ситуация. Социальный статус низкий, уровень заработных плат профессорского и преподавательского состава оставляет желать лучшего. Нет социальных гарантий. Кода-то каждый знал, что становится преподавателем и в течение какого-периода времени ему давали сначала комнату в общежитии, через 7- 10 лет - квартиру. Это нигде не записано, но так было в большинстве ВУЗов в советские времена. Этот вопрос решался.
Причем уровень заработных плат был выше, чем в практическом здравоохранении. Потому что уровень профессионализма, если говорить о клинических кафедрах врачей, был тоже выше, была мотивация к работе, мотивация учить.
Сейчас какая может быть мотивация, когда заработные платы очень низкие, особенно на теоретических кафедрах у начинающих педагогов. Опять же вспоминаю свои времен - были выдающиеся люди, не только люди с именами, профессора, заслуженные деятели наук, членкоры, но и уровень ассистентов, доцентов был высоким. Надо поднимать престиж этой специальности. Если нет денег на медицину и образование, мы будем иметь больных и необразованных людей?
- Мне кажется, что это стандартная фраза у Минфина…
-Вот именно у Минфина, потому что и глава государства, и премьер-министр говорили о том, что даже несмотря на трудности, социальную составляющую не будут трогать и снижать планку. Многое зависит, кстати, и от руководителей учреждений. В большинстве вузов есть внебюджетная деятельность. Число бюджетных мест, регулируется. Многие медицинские вузы находится в ведении Минздрава и Минобразованию - двойное подчинение, а семи нянек дитя без глаза. Если говорить о медицинских вузах, то, на мой взгляд, они должны подчиняться Министерству здравоохранения. Половина вузов имеет свои клинические базы при больницах, находящихся в ведении департаментов, комитетов здравоохранения. Преподаватели клинических кафедр – врачи (хирурги, терапевты, педиатры, офтальмологи…) и они должны заниматься врачебной деятельностью, в противном случае они теряют квалификацию.
До 1993 года действовало Положение о клинической больнице, а сейчас сотрудники кафедр вообще лишены возможности выполнения лечебной работы, если не нашли общего языка с больницами.
- Почему?
- Страховые компании, когда проверяют, то ставят вопрос - кто лечащий врач. Лечащий врач должен быть сотрудником этой больницы. Значит, какой выход из положения? Выхода из положения может быть два. Либо ассистент оформляется на четверть ставки, потому что иначе он не сможет выполнять также качественно свою основную работу. Либо ассистенты, доценты, профессора, обладающие наибольшим профессионализмом, могут исполнять обязанности завотделением. Это будет тоже высокий уровень, врач будет в штате больницы.
Сами сотрудники кафедр клинических понимают, что без практики они теряют профессионализм и уступают уже врачам, работающим в больнице. А что это влечет за собой? Если врач превосходит по профессионализму преподавателя, какое будет у него уважение? И какое уважение будет у студентов?
Поэтому преподаватели должны сами этот вопрос решать и помогать на всех этапах. У меня на кафедре была система, когда сотрудники кафедры постоянно проводили обучающие микросеминары.
Кроме того, законодательно должно быть оформлено положение о клинической больнице для тех вузов, которые не имеют собственной базы.
- В постсоветское время появилось огромное количество вузов. Сейчас какие-то закрываются, какие-то объединяются. Свойственно ли это для медицинских вузов?
- У нас многое делается чрезмерно. Приходит человек на рабочее место, в обязанности которого входят организационная деятельность, он хочет оставить какой-то след и начинает реформирование, которое не всегда оказывается продуманным. Мы сейчас и пришли к тому, что сейчас людей с высшим образованием много, но при этом закрыли профтехучилища, закрыли техникумы. Что касается медицинского образования, да, открыли дополнительно вузы. Но если в регионе уже были вузы, которые отработали много лет, со своей школой, то зачем было еще открывать? Объясняли это тем, что потребность во врачах велика, а учиться легче всегда дома, потому что материально трудно содержать детей, которые учатся в других городах. Это так. Но до момента становления вуза должно пройти несколько десятков лет.
Теперь говорят, что у нас избыток врачей. Но нет избытка медицинских работников, в частности медсестер. Наоборот, дефицит кадров.
Словом, не просчитали, открыли ВУЗы. А откуда преподавателей взять? Преподавать шли специалисты практического здравоохранения. Они хорошие профессионалы, но не имеют педагогического мастерства. Приглашали преподавателей из столицы. Но какой бы ни был специалист из Москвы, когда он просто приезжает, он не может настолько качественно работать. Теперь мы имеем то, что имеем.
- Есть разница между выпускниками бюджетных и внебюджетных отделений медицинских вузов?
- Когда не прошли по конкурсу на бюджетные места, то естественно, могут пройти на внебюджетные места. Практика показывает, что иногда те, кто учится на коммерческой основе, превосходят тех, кто учится на бюджетной. Но это не правило. Это исключение. Большая часть окончивших платные отделения уступает по учебному рейтингу тем, кто учится на бюджете.
- Хорошо ли мотивирована сегодняшняя молодежь, которая идет получать медицинское образование? На ваш взгляд, сохранился ли интерес к профессии врача?
- Сохранился. Чаще всего те, с кем я сталкивалась, они мотивированы. Но у нас обычно теоретические знания превосходят практические умения и навыки. В студенческие годы ребята учились замечательно, все душевные качества, которые должен иметь врач, прежде всего, это сострадание, уважительное отношение к пациентам, они имеют. Несколько лет назад две мои бывшие студентки, которые могли стать прекрасными неонатологами, ушли работать в другие компании, фирмы. Почему? Одна говорит мне: «Людмила Вячеславовна, мама одна воспитывает меня, она учила меня шесть лет, я пришла работать, а получала пять тысяч». Это было несколько лет назад, но базовые ставки существенно не изменились, с бесконечными дежурствами - 10 тысяч. И они ушли в компании, где в том время получали от 35 до 40 тысяч.
- Они ушли работать в частные медицинские фирмы, или не имеющие отношения к медицине?
- Они ушли в фармакологическую компанию. Потому что там заработная плата была больше. Там их с руками и ногами взяли, потому что уровень подготовки был высокий.
Мне нравится работать со студентами, которые понимают, что врач, особенно начинающий, должен быть внимательным человеком, прежде всего. Если он чего-то не знает, что всегда уточнит у коллеги, но никогда не пройдет мимо. А бывают отличники с ложным чувством уверенности. Это избыточная, завышенная оценка себя как профессионала. Такой может упустить что-то, нанести вред пациенту. Чтобы воспитать хорошего врача надо заинтересовать преподавателей. А врач должен учиться всю жизнь. Непрерывное образование должно быть.
- Речь идет о самообразовании, чтении журналов, посещении конференций или о повышении переквалификации?
- Есть две формы - повышение квалификации и переподготовка, когда, допустим, терапевт становится офтальмологом.
- В последнее время очень часто говорят как раз на эту тему в связи с сокращениями, которые проходят в сфере здравоохранения. Как часто врачи и как часто врачи-преподаватели должны проходить повышение квалификации?
- Раз в пять лет. Но образование должно действительно быть непрерывным. Раньше врачи получали чуть меньше, но им хватало на то, чтобы выписать профессиональные журналы, газеты. Все учреждения выписывали несколько профессиональных и журналов, и газет. Они были доступны врачам и медсестрам. Сейчас уровень зарплаты таков, что выписывать журналы не могут себе позволить ни врачи, ни преподаватели, ни некоторые учреждения. Есть интернет, но что пишут порой в интернете! Там же рецензирования нет. Выпускают даже медицинские книги, монографии, не прибегая к рецензированию. Есть деньги, нашел спонсора - можешь выпустить. Как врачу образовываться в этих случаях?
- Есть ли зарекомендовавшие издания, которые несут ответственность?
- Есть, безусловно. Сайты этих журналов можно в интернете найти. Но, как правило, человек ищет в интернете не конкретный журнал, а ответ на конкретный вопрос. Конференции, научные семинары можно и онлайн посмотреть, когда у кого-то есть время между сменами. Поехать на эти конференции не все могут. Если руководитель учреждения настроен на то, чтобы его учреждение действительно достойно работало, он будет находить возможность посылать людей на обучение.
Ректор Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова Глыбочко Петр Витальевич, например, поразил меня своим отношением к необходимости образовывать преподавателей. У некоторых есть такая возможность, но ее придерживают, считая, что и так можно образовываться, а это неправильная позиция.
Но не все кафедры вуза имеют возможность на длительный срок отправить на учебу кого-то из врачей, ведь увеличится нагрузка на других.
Желание учится присуще медикам. Когда врач, особенно преподаватель, владеет дополнительной методикой, это повышает его уровень, повышает уважение к нему. Я рада, что в свое время ездила в Смоленск, и внедрила такие методы исследований как электроэнцефалографию, реоэнцефалографию новорожденных, ультразвуковое исследование мозга и сердца новорожденных. Это было нужно и интересно. Я старалась, чтобы каждый преподаватель что-то освоил, чем-то отличался, и в чем-то был профессиональнее. Мы многие вещи оплачивали, например, за счет средств кафедры.
- Вы сказали нужно повышать престиж профессии, но нельзя же взять одно направление и резко повысить там зарплаты, а другие оставить без повышения. А если повысить всем сразу, бюджет не выдержит. Есть ли какой-либо способ повышения престижа профессии без резкого повышения заработной платы?
- Есть президентская программа, согласно которой к 2018-2020 году зарплаты преподавателей, в том числе медицинских работников, должны вырасти. Недавно я задала вопрос министру образования, что министерство планирует сделать для повышения престижа образования. Министр обещал, что встретится со мной и ответит. Я очень жду этой встречи.
Кроме того, вопрос можно решать не живыми деньгами, а например, жилищными сертификатами. Это обойдется дешевле, чем снижение качества оказания медицинское помощи! Качество оказания медицинской помощи не может быть выше качества полученного образования.
В своем послании Федеральному собранию президент сказал, что надо заботиться о кадрах. Каждый руководитель должен всегда встать над своим отношением к конкретным людям и ценить профессионалов.
Должны быть определенные документы, исходящие из федеральных источников - нельзя слишком много отдавать на местное самоуправление, положение о выборе ректора, положение о выборе заведующего кафедрой должны быть одинаковыми во всех вузах. Сегодня один ректор, завтра другой, каждый приходит, начинает в угоду себе что-то менять - этого нельзя делать.
Тогда не будет кадровой чехарды, и не будет получаться так, что из вуза уходят достойные кадры в профессиональном плане.
Не надо считать, что если человек стал руководителем, то он априори прав. В условиях дефицита кадров, в условиях снижения качества образования, мы должны быть особенно внимательны к своим кадрам.
- Что позитивного в медицинском образовании появилось в последние годы?
Чтобы улучшить практическую составляющую медицинского образования, появились симуляционные классы, где каждый студент может отработать навыки, такие замечательные муляжи – почти настоящий пациент, можно отработать внутримышечное, внутривенное введение инъекций. Сейчас у министерства правильный настрой, я считаю. Буквально два года назад был пилотный проект по повышению квалификации большого количества сотрудников медицинских вузов. Этому вопросу теперь будут уделять большое внимание. Сейчас разрабатывают критерии оценки эффективности обучения, которые тоже будут носить объективный характер и отражать квалификацию преподавательского состава. Это тоже повысит мотивацию. Но несмотря на это, нельзя снижать социальную составляющую,. социальная защищенность преподавателей должна быть. Но это не всегда зависит от нашего министерства, это больше даже зависит не от министерства здравоохранения, а от министерства финансов.
- Что изменилось за последние годы в медицинском образовании? В Советском Союзе была сильная школа, сильные институты, но в 1990-е ощущался провал, нехватка специалистов, нехватка преподавателей. Что мы имеем сейчас?
- Изменилось многое. Как и в любом деле, изменения есть и в положительную сторону, но много негативного. В целом качество медицинского образования снизилось по сравнению с тем, что было ранее. Престиж преподавателей высшей школы, педагогической профессии снизился. Раньше было очень престижно остаться в вузе и стать преподавателем, а сейчас иная ситуация. Социальный статус низкий, уровень заработных плат профессорского и преподавательского состава оставляет желать лучшего. Нет социальных гарантий. Кода-то каждый знал, что становится преподавателем и в течение какого-периода времени ему давали сначала комнату в общежитии, через 7- 10 лет - квартиру. Это нигде не записано, но так было в большинстве ВУЗов в советские времена. Этот вопрос решался.
Причем уровень заработных плат был выше, чем в практическом здравоохранении. Потому что уровень профессионализма, если говорить о клинических кафедрах врачей, был тоже выше, была мотивация к работе, мотивация учить.
Сейчас какая может быть мотивация, когда заработные платы очень низкие, особенно на теоретических кафедрах у начинающих педагогов. Опять же вспоминаю свои времен - были выдающиеся люди, не только люди с именами, профессора, заслуженные деятели наук, членкоры, но и уровень ассистентов, доцентов был высоким. Надо поднимать престиж этой специальности. Если нет денег на медицину и образование, мы будем иметь больных и необразованных людей?
- Мне кажется, что это стандартная фраза у Минфина…
-Вот именно у Минфина, потому что и глава государства, и премьер-министр говорили о том, что даже несмотря на трудности, социальную составляющую не будут трогать и снижать планку. Многое зависит, кстати, и от руководителей учреждений. В большинстве вузов есть внебюджетная деятельность. Число бюджетных мест, регулируется. Многие медицинские вузы находится в ведении Минздрава и Минобразованию - двойное подчинение, а семи нянек дитя без глаза. Если говорить о медицинских вузах, то, на мой взгляд, они должны подчиняться Министерству здравоохранения. Половина вузов имеет свои клинические базы при больницах, находящихся в ведении департаментов, комитетов здравоохранения. Преподаватели клинических кафедр – врачи (хирурги, терапевты, педиатры, офтальмологи…) и они должны заниматься врачебной деятельностью, в противном случае они теряют квалификацию.
До 1993 года действовало Положение о клинической больнице, а сейчас сотрудники кафедр вообще лишены возможности выполнения лечебной работы, если не нашли общего языка с больницами.
- Почему?
- Страховые компании, когда проверяют, то ставят вопрос - кто лечащий врач. Лечащий врач должен быть сотрудником этой больницы. Значит, какой выход из положения? Выхода из положения может быть два. Либо ассистент оформляется на четверть ставки, потому что иначе он не сможет выполнять также качественно свою основную работу. Либо ассистенты, доценты, профессора, обладающие наибольшим профессионализмом, могут исполнять обязанности завотделением. Это будет тоже высокий уровень, врач будет в штате больницы.
Сами сотрудники кафедр клинических понимают, что без практики они теряют профессионализм и уступают уже врачам, работающим в больнице. А что это влечет за собой? Если врач превосходит по профессионализму преподавателя, какое будет у него уважение? И какое уважение будет у студентов?
Поэтому преподаватели должны сами этот вопрос решать и помогать на всех этапах. У меня на кафедре была система, когда сотрудники кафедры постоянно проводили обучающие микросеминары.
Кроме того, законодательно должно быть оформлено положение о клинической больнице для тех вузов, которые не имеют собственной базы.
- В постсоветское время появилось огромное количество вузов. Сейчас какие-то закрываются, какие-то объединяются. Свойственно ли это для медицинских вузов?
- У нас многое делается чрезмерно. Приходит человек на рабочее место, в обязанности которого входят организационная деятельность, он хочет оставить какой-то след и начинает реформирование, которое не всегда оказывается продуманным. Мы сейчас и пришли к тому, что сейчас людей с высшим образованием много, но при этом закрыли профтехучилища, закрыли техникумы. Что касается медицинского образования, да, открыли дополнительно вузы. Но если в регионе уже были вузы, которые отработали много лет, со своей школой, то зачем было еще открывать? Объясняли это тем, что потребность во врачах велика, а учиться легче всегда дома, потому что материально трудно содержать детей, которые учатся в других городах. Это так. Но до момента становления вуза должно пройти несколько десятков лет.
Теперь говорят, что у нас избыток врачей. Но нет избытка медицинских работников, в частности медсестер. Наоборот, дефицит кадров.
Словом, не просчитали, открыли ВУЗы. А откуда преподавателей взять? Преподавать шли специалисты практического здравоохранения. Они хорошие профессионалы, но не имеют педагогического мастерства. Приглашали преподавателей из столицы. Но какой бы ни был специалист из Москвы, когда он просто приезжает, он не может настолько качественно работать. Теперь мы имеем то, что имеем.
- Есть разница между выпускниками бюджетных и внебюджетных отделений медицинских вузов?
- Когда не прошли по конкурсу на бюджетные места, то естественно, могут пройти на внебюджетные места. Практика показывает, что иногда те, кто учится на коммерческой основе, превосходят тех, кто учится на бюджетной. Но это не правило. Это исключение. Большая часть окончивших платные отделения уступает по учебному рейтингу тем, кто учится на бюджете.
- Хорошо ли мотивирована сегодняшняя молодежь, которая идет получать медицинское образование? На ваш взгляд, сохранился ли интерес к профессии врача?
- Сохранился. Чаще всего те, с кем я сталкивалась, они мотивированы. Но у нас обычно теоретические знания превосходят практические умения и навыки. В студенческие годы ребята учились замечательно, все душевные качества, которые должен иметь врач, прежде всего, это сострадание, уважительное отношение к пациентам, они имеют. Несколько лет назад две мои бывшие студентки, которые могли стать прекрасными неонатологами, ушли работать в другие компании, фирмы. Почему? Одна говорит мне: «Людмила Вячеславовна, мама одна воспитывает меня, она учила меня шесть лет, я пришла работать, а получала пять тысяч». Это было несколько лет назад, но базовые ставки существенно не изменились, с бесконечными дежурствами - 10 тысяч. И они ушли в компании, где в том время получали от 35 до 40 тысяч.
- Они ушли работать в частные медицинские фирмы, или не имеющие отношения к медицине?
- Они ушли в фармакологическую компанию. Потому что там заработная плата была больше. Там их с руками и ногами взяли, потому что уровень подготовки был высокий.
Мне нравится работать со студентами, которые понимают, что врач, особенно начинающий, должен быть внимательным человеком, прежде всего. Если он чего-то не знает, что всегда уточнит у коллеги, но никогда не пройдет мимо. А бывают отличники с ложным чувством уверенности. Это избыточная, завышенная оценка себя как профессионала. Такой может упустить что-то, нанести вред пациенту. Чтобы воспитать хорошего врача надо заинтересовать преподавателей. А врач должен учиться всю жизнь. Непрерывное образование должно быть.
- Речь идет о самообразовании, чтении журналов, посещении конференций или о повышении переквалификации?
- Есть две формы - повышение квалификации и переподготовка, когда, допустим, терапевт становится офтальмологом.
- В последнее время очень часто говорят как раз на эту тему в связи с сокращениями, которые проходят в сфере здравоохранения. Как часто врачи и как часто врачи-преподаватели должны проходить повышение квалификации?
- Раз в пять лет. Но образование должно действительно быть непрерывным. Раньше врачи получали чуть меньше, но им хватало на то, чтобы выписать профессиональные журналы, газеты. Все учреждения выписывали несколько профессиональных и журналов, и газет. Они были доступны врачам и медсестрам. Сейчас уровень зарплаты таков, что выписывать журналы не могут себе позволить ни врачи, ни преподаватели, ни некоторые учреждения. Есть интернет, но что пишут порой в интернете! Там же рецензирования нет. Выпускают даже медицинские книги, монографии, не прибегая к рецензированию. Есть деньги, нашел спонсора - можешь выпустить. Как врачу образовываться в этих случаях?
- Есть ли зарекомендовавшие издания, которые несут ответственность?
- Есть, безусловно. Сайты этих журналов можно в интернете найти. Но, как правило, человек ищет в интернете не конкретный журнал, а ответ на конкретный вопрос. Конференции, научные семинары можно и онлайн посмотреть, когда у кого-то есть время между сменами. Поехать на эти конференции не все могут. Если руководитель учреждения настроен на то, чтобы его учреждение действительно достойно работало, он будет находить возможность посылать людей на обучение.
Ректор Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова Глыбочко Петр Витальевич, например, поразил меня своим отношением к необходимости образовывать преподавателей. У некоторых есть такая возможность, но ее придерживают, считая, что и так можно образовываться, а это неправильная позиция.
Но не все кафедры вуза имеют возможность на длительный срок отправить на учебу кого-то из врачей, ведь увеличится нагрузка на других.
Желание учится присуще медикам. Когда врач, особенно преподаватель, владеет дополнительной методикой, это повышает его уровень, повышает уважение к нему. Я рада, что в свое время ездила в Смоленск, и внедрила такие методы исследований как электроэнцефалографию, реоэнцефалографию новорожденных, ультразвуковое исследование мозга и сердца новорожденных. Это было нужно и интересно. Я старалась, чтобы каждый преподаватель что-то освоил, чем-то отличался, и в чем-то был профессиональнее. Мы многие вещи оплачивали, например, за счет средств кафедры.
- Вы сказали нужно повышать престиж профессии, но нельзя же взять одно направление и резко повысить там зарплаты, а другие оставить без повышения. А если повысить всем сразу, бюджет не выдержит. Есть ли какой-либо способ повышения престижа профессии без резкого повышения заработной платы?
- Есть президентская программа, согласно которой к 2018-2020 году зарплаты преподавателей, в том числе медицинских работников, должны вырасти. Недавно я задала вопрос министру образования, что министерство планирует сделать для повышения престижа образования. Министр обещал, что встретится со мной и ответит. Я очень жду этой встречи.
Кроме того, вопрос можно решать не живыми деньгами, а например, жилищными сертификатами. Это обойдется дешевле, чем снижение качества оказания медицинское помощи! Качество оказания медицинской помощи не может быть выше качества полученного образования.
В своем послании Федеральному собранию президент сказал, что надо заботиться о кадрах. Каждый руководитель должен всегда встать над своим отношением к конкретным людям и ценить профессионалов.
Должны быть определенные документы, исходящие из федеральных источников - нельзя слишком много отдавать на местное самоуправление, положение о выборе ректора, положение о выборе заведующего кафедрой должны быть одинаковыми во всех вузах. Сегодня один ректор, завтра другой, каждый приходит, начинает в угоду себе что-то менять - этого нельзя делать.
Тогда не будет кадровой чехарды, и не будет получаться так, что из вуза уходят достойные кадры в профессиональном плане.
Не надо считать, что если человек стал руководителем, то он априори прав. В условиях дефицита кадров, в условиях снижения качества образования, мы должны быть особенно внимательны к своим кадрам.
- Что позитивного в медицинском образовании появилось в последние годы?
Чтобы улучшить практическую составляющую медицинского образования, появились симуляционные классы, где каждый студент может отработать навыки, такие замечательные муляжи – почти настоящий пациент, можно отработать внутримышечное, внутривенное введение инъекций. Сейчас у министерства правильный настрой, я считаю. Буквально два года назад был пилотный проект по повышению квалификации большого количества сотрудников медицинских вузов. Этому вопросу теперь будут уделять большое внимание. Сейчас разрабатывают критерии оценки эффективности обучения, которые тоже будут носить объективный характер и отражать квалификацию преподавательского состава. Это тоже повысит мотивацию. Но несмотря на это, нельзя снижать социальную составляющую,. социальная защищенность преподавателей должна быть. Но это не всегда зависит от нашего министерства, это больше даже зависит не от министерства здравоохранения, а от министерства финансов.
Добавить комментарий