Мировые новости
Опрос посетителей
Что бы Вы хотели видеть на сайте

28 май 12:01Экономика

Угроза со стороны Shell для Аляски

Угроза со стороны Shell для Аляски
В связи с недавним решением компании Shell, поддержанным администрацией Обамы, отправить в море Бофорта и в Чукотское море две нефтедобывающие платформы для бурения пяти нефтяных скважин, не только в США, но и во многих странах мира растет волна протеста реализации указанных планов.
Международная общественность, в отличие от финансовых магнатов США, прекрасно понимает, что такие планы компании Shell значительно увеличивают риск глобальной экологической катастрофы, которая по своим масштабам может затмить аварию в Мексиканском заливе. Кстати, вероятность того, что подобная экологическая катастрофа может произойти в Арктике в случае начала там нефтеразработок, оценивается даже Бюро по управлению энергией океана США на уровне 75%.
Для освоения Аляски Shell уже наняла два буровых судна и порядка 25 страховочных кораблей. Судно Noble Discoverer будет работать в Чукотском море, в то время как буровая баржа Kulluk отправится в море Бофорта. При этом примечательно, что Noble Discoverer - это переделанный под буровое судно сухогруз, построенный в 1966 году, и именно с его участием произошла недавняя авария у берегов Новой Зеландии.
Нефтяные компании многих стран последние годы с особым азартом кладоискателей напряженно смотрят в сторону Арктики, где по текущим оценкам Геологической службы США, сосредоточено около 90 млрд баррелей нефти, 20 из которых сосредоточены в ледовых водах Аляски. Этот регион стал для них особенно привлекательным в последние годы, в связи с появлением новых технологий бурения, изменением климата и таянием из-за этого морского льда в Арктике, а также по причине истощения традиционных месторождений нефтедобычи. Вот почему ведущим мировым нефтяным компаниям уже удалось разделить даже сферы влияния в этом регионе: у берегов Аляски обосновалась Royal Dutch Shell, в норвежском Заполярье - Statoil, а ExxonMobil и «Роснефть» совместно начали действовать в российской Арктике, хотя введенные Вашингтоном осенью 2014 г. санкции для американских компаний и заставили ExxonMobil покинуть этот проект.
Однако реализовать указанные надежды в Арктике не просто. Так, компания Shell уже работала на американском полярном плато. Первая платформа буровой скважины была установлена на Аляске (острова Кука) в 1964 г., но результаты исследований буровых скважин оказались неудовлетворительными и в 1997 г. работы были остановлены. В 2010 и 2011 гг. Shell планировала начать бурение в море Бофорта и в Чукотском море, однако катастрофа в Мексиканском заливе и последующий отказ Агентства по Защите Окружающей среды США предоставить компании разрешение на проведение работ помешало этим планам сбыться.
Тем не менее, Shell возвратилась на Аляску в 2012 г. для разработки блоков Torpedo и Sivulliq в море Бофорта и блока Burger в Чукотском море. Как сообщал ранее бывший патрон Shell Петер Возэ, компания инвестировала на эти работы в Аляске почти 5 миллиардов долларов. Однако программа поисково-разведочного бурения Shell провалилась в 2013 г. и чуть было не завершилась катастрофой с гибелью буровой установки Kulluk, экстренно оставленной экипажем и выброшенной на мель одного из островов на юге Аляски, после чего американские власти запретили компании продолжать работы до урегулирования проблем безопасности.
При этом следует отметить, что компания Shell уже неоднократно оказывалась в центре крупных скандалов, связанных с нанесенным ею ущерба окружающей среде и здоровью людей в различных регионах мира. Так, в 2001 году суд Никарагуа признал компанию Shell, которая всю вторую половину XX века выпускала токсичный для человека пестицид дибромхлорпропан, виновной в причинении тяжкого вреда здоровью людей. Однако штраф в пользу пострадавших граждан в размере 490 млн. долларов компанией выплачен так и не был.
В 2008 г. в провинции Огониленд в дельте реки Нигер произошел крупный разлив нефти из-за прорыва нефтепровода Shell и, согласно отчету ООН, очистка огромной покрытой мазутом территории может занять до 30 лет. Недавно нидерландско-британский нефтяной гигант Royal Dutch Shell согласился выплатить 80 миллионов долларов нигерийским фермерам, проживающим в дельте реки Нигер, в качестве возмещения ущерба от этой экологической катастрофы. Однако могут ли эти мизерные даже для компании Shell выплаты компенсировать жителям и природе этого региона нанесенный ущерб?
Другой разлив нефти по вине Shell произошел на африканском континенте в 2011 г., в связи с чем парламентарии в Абудже предложили тогда компании заплатить штрафные санкции в размере 4 млрд долларов.
В 2013 г. британское правительство сообщило, что англо-голландская компания виновата в двадцати случаях загрязнения в британских водах только за шесть месяцев этого года. Именно по этой причине британские «зеленые» неоднократно заявляли, что статистика разливов нефти Департамента энергетики и изменения климата указывает на необходимость запретить Shell нефтедобычу в арктических водах с особенно хрупкой экосистемой.
Нельзя также забывать, что, по данным Департамента управления минеральными ресурсами США, только в 2001-2010 гг. на морских платформах было зафиксировано 858 разномасштабных пожаров и взрывов (в среднем одно происшествие каждые четыре дня), что делает возможность возникновения очередной экологической катастрофы во время работы компании Shell в Арктике более чем реальной. Что же касается эффективности работ по ликвидации нефтяных разливов и загрязнений, то Географическая служба США сама признает, что их возможно собрать в Арктике лишь до 20%. Для сведения: после аварии Deepwater Horizon было убрано лишь 3% нефти, а в случае с танкером Exxon Valdez эта цифра достигла 9%.
Если же говорить об эффективности ликвидации нефтяных разливов, то нельзя забывать, что в Арктике эти работы осложняют многие природные явления: туманы и штормы, продолжительная полярная ночь, низкие температуры, лед, ограничивающий доступ и снижающий эффективность специализированных судов, обледенение кораблей и оборудования, повышенная вязкость нефти, снижение эффективности работы оборудования в критических условиях крайнего севера, замедление процессов разложения углеводородов и их потребления морскими микроорганизмами. Кроме того нельзя забывать, что ликвидация последствий разлива нефти в этом регионе будет весьма затруднена из-за логистических проблем, так как в Арктике отсутствуют в досягаемой близости порты и другая инфраструктура для обслуживания судов обеспечения, размещения лиц, которые будут заниматься ликвидацией разлива нефти.
Экологическая компания Pew Environment Group не так давно исследовала планы ликвидации разливов нефти, составленные для работы в Арктике, и заявила, что нефтяная индустрия «не готова к работе в Арктике, а ее планы недооценивают вероятность аварии и ее последствия, особенно в границах американской части шельфа Северного Ледовитого океана».
Нельзя забывать, что северные моря Аляски - это убежище для десятков тысяч китов, сотен тысяч моржей и тюленей, миллионов птиц, тысяч белых медведей, бесчисленных рыб и других представителей подводного мира. Северный Ледовитый океан - это один из последних уголков экологического морского рая, которые существуют на Земле. Но это, к сожалению, Обама и его администрация совершенно забыли.
Вот почему активное противодействие экологов и международной общественности возвращению Shell в Арктику весьма обосновано и задача остановить разрушение Арктики весьма актуальна. В первую очередь для этого необходимо отвести угрозу от той ее части, которая сегодня находится в опасности - от Аляски.
Владимир Одинцов
Добавить комментарий
Спасибо спонсору
Мировые новости
Личный кабинет
Партнеры
Такси в Губкине