Мировые новости
Выбор редакции
Контактная зоовыставка "Федерация кошек" в городе Губкин!
18.06
В Белгороде сбили пенсионерку
12.03
Всероссийская акция «Единый день сдачи ЕГЭ родителями»
09.03
Муниципальный этап всероссийского конкурса «Я - исследователь» прошёл в Губкине
03.03
Губкинская команда по синхронному катанию прошла отбор в финал Кубка России
03.03
Восемь белгородцев попались на незаконном сбыте оружия
01.03
Опрос посетителей
Что бы Вы хотели видеть на сайте
26 ноя 10:51Экономика
Российский ледниковый период
Санкции против России приносят большие потери немецким компаниям. Тем не менее, они воздерживаются от публичной критики. Вместо этого топ-менеджеры концернов отправляются напрямую в Москву
Иногда нужно уметь читать между строк и «между цифр», чтобы понять, как выглядит вся картина целиком. Прежде всего это необходимо, когда участники процесса избегают четких высказываний, как это происходит с представителями немецкой экономики, когда речь заходит о России. Из-за введенных ЕС антироссийских санкций немецкие компании теряют большие деньги. В текущем году потери составят порядка семи миллиардов евро, что соответствует одной пятой части всего немецкого бизнеса в России.
Тем самым в экспортной статистике Германии Россия опускается на третье место среди восточноевропейских стран. Немецкие фирмы продают значительно больше продукции в Польшу и Чехию, чем в такую огромную страну, как Россия. Но насколько большое значение имеют эти семь миллиардов евро? И смогут ли они нанести серьезный ущерб немецкой экономике?
Если рассмотреть эту сумму по отношению к объему ВВП, то получается, что она составляет всего лишь одну четырехсотую часть от общего объема ВВП за год. Но если сравнить ее с другим показателем, который экономисты считают очень важным — ростом экономики, тогда расклад получается иной — экономика в 2013 году выросла на одиннадцать миллиардов евро. Если в этом году она не досчитается семи миллиардов, это будут немалые потери.
Немецкие менеджеры обеспокоены
Поэтому неудивительно, что глава концерна Siemens Джо Кезер (Joe Kaeser) недавно выразил обеспокоенность из-за санкций. «Мы должны следить за тем, чтобы, в конце концов, за кризис не платила вся Европа», — предостерег он. Саму компанию Siemens санкции затронули довольно сильно. Объем заказов из России в текущем году снизится на треть, сообщила недавно компания.
«За цифрой в семь миллиардов евро скрываются десятки тысяч рабочих мест, которые оказываются в Германии под угрозой», — отмечает Экхард Кордес (Eckhard Cordes), бывший руководитель компании Metro, председатель Восточного комитета немецкой экономики. «Представителям среднего бизнеса тяжело быстро переориентироваться на другие рынки». Немецкое машиностроение исходит из потерь в размере от 40 до 50% в текущем году. Отрасль опасается, что китайские компании-конкуренты cмогут с удовольствием заполнить нишу, которая освобождается из-за ухода европейских компаний.
Автомобильные концерны также снизили производство в России. Opel ввел на своем заводе в Санкт-Петербурге сокращенный рабочий день, конвейеры VW в Калуге стояли на протяжении двух недель. Причинами приостановки работы были не только санкции, но и падение рубля, из-за чего немецкая продукция становится менее привлекательной для российских покупателей.
Украинский кризис привносит неуверенность и подрывает доверие. Отчетливее всего это заметно по инвестициям. Немецкие фирмы меньше инвестируют в Россию, сообщил недавно Союз германских промышленно-торговых палат (DIHK). Предприятия приостанавливают расширение заводов, а банки намного более осторожно выдают кредиты.
А те, кто все-таки инвестировал в Россию в недавнее время, беспокоится о своих деньгах. Российское правительство готовит законопроект, позволяющий конфисковать иностранное имущество. Тем самым планируется компенсировать потери олигархов, чьи зарубежные счета были заморожены. Под угрозой находятся и некоторые немецкие компании. Затронуть меры могут тех, кто в недавнее время вложил крупные суммы в Россию, как например, концерн Metro, построивший 70 гипермаркетов на сумму примерно один миллиард евро. Или энергетический концерн E.on, инвестировавший десять миллиардов евро. Или концерны Opel и VW, построившие заводы в надежде на то, что Россия до 2020 года станет крупнейшим автомобильным рынком Европы.
То, что подобные законопроекты - не просто угрожающий жест, Россия уже однажды доказала. В лихие 90-ые годы государство действительно лишало предпринимателей собственности. Некоторые из них судятся и по сегодняшний день, чтобы получить, по крайней мере, компенсацию.
Но самый большой вопрос состоит в том, что же теперь делать. «Обе стороны должны приложить больше дипломатических усилий и создать новое пространство для действий, чтобы, наконец, разрешить этот конфликт. С экономической точки зрения, этот конфликт порождает в Европе только проигравших. А в Азии кто-то потирает руки», — отметил Кордес. Хоть это и не звучит особо конкретно, но уточнять Кордес не хочет. Он не высказывает критику в адрес немецкого правительства или канцлера, которая на полях саммита «Большой двадцатки» сказала много прямых и недипломатичных слов в адрес президента Владимира Путина. Несмотря на откровенные высказывания канцлера, Кордес отметил: «Дипломатические инициативы канцлера и министра иностранных дел в прошедшие дни были чрезвычайно ценными».
Если внимательно проследить, умеренные высказывания министра иностранных дел Франка-Вальтера Штайнмайера (Frank-Walter Steinmeier) были радушно приняты в экономической отрасли. «Предложения министра иностранных дел о начале прямых переговоров между Европейской комиссией и Евразийской экономической комиссией о двусторонней торговой политике, поступают в нужное время. Брюссель и Москва должны достигнуть согласия относительно своих торговых отношений».
Менеджеры отправляются в Россию
Несколькими днями ранее намного четче высказался председатель Восточного комитета: «Вопрос состоит в том, действуют ли эти санкции. Мы всегда с большим скептицизмом смотрели на это. В глобальной экономике санкции действуют только тогда, когда в них участвуют все. Но это не тот случай». Но никто не решается подвергать открытой критике политику ЕС и канцлера Ангелы Меркель. «Разумеется, союз поддерживает политическое решение», — отмечают представители Союза немецких производителей станков.
Но за кулисами некоторые представители экономической отрасли предпочитают брать дело в свои руки. Члены правления крупных немецких концернов отправились в начале ноября в Москву, чтобы встретиться с российскими политиками. Встреча проходила в условиях конфиденциальности. Ни компании, ни посольства не подтверждали факт ее проведения, однако в СМИ информация все же просочилась. Целью топ-менеджеров немецких компаний был призыв к отмене санкций. Вернулись они несколько «приободренными», сообщила пресса после встречи.
Сумеет ли экономика тем самым обезопасить свои рынки сбыта, в то время как политики продолжают придерживаться жесткого курса, пока неизвестно. Тем не менее перспективы деятельности в России не безоблачны, констатирует Немецкая внешнеторговая палата, представившая три возможных сценария развития событий. Согласно оптимистичному сценарию, немецким экcпортерам предстоит два тяжелых года. В среднем сценарии говорится о том, что неуверенность в российском партнере сохранится, и будет омрачать бизнес в течение многих лет. В соответствии с худшим сценарием, европейским компаниям придется искать новые рынки сбыта, поскольку Россия будет покрывать потребность в машиностроительной продукции в Азии.
Надине Оберхубер
Иногда нужно уметь читать между строк и «между цифр», чтобы понять, как выглядит вся картина целиком. Прежде всего это необходимо, когда участники процесса избегают четких высказываний, как это происходит с представителями немецкой экономики, когда речь заходит о России. Из-за введенных ЕС антироссийских санкций немецкие компании теряют большие деньги. В текущем году потери составят порядка семи миллиардов евро, что соответствует одной пятой части всего немецкого бизнеса в России.
Тем самым в экспортной статистике Германии Россия опускается на третье место среди восточноевропейских стран. Немецкие фирмы продают значительно больше продукции в Польшу и Чехию, чем в такую огромную страну, как Россия. Но насколько большое значение имеют эти семь миллиардов евро? И смогут ли они нанести серьезный ущерб немецкой экономике?
Если рассмотреть эту сумму по отношению к объему ВВП, то получается, что она составляет всего лишь одну четырехсотую часть от общего объема ВВП за год. Но если сравнить ее с другим показателем, который экономисты считают очень важным — ростом экономики, тогда расклад получается иной — экономика в 2013 году выросла на одиннадцать миллиардов евро. Если в этом году она не досчитается семи миллиардов, это будут немалые потери.
Немецкие менеджеры обеспокоены
Поэтому неудивительно, что глава концерна Siemens Джо Кезер (Joe Kaeser) недавно выразил обеспокоенность из-за санкций. «Мы должны следить за тем, чтобы, в конце концов, за кризис не платила вся Европа», — предостерег он. Саму компанию Siemens санкции затронули довольно сильно. Объем заказов из России в текущем году снизится на треть, сообщила недавно компания.
«За цифрой в семь миллиардов евро скрываются десятки тысяч рабочих мест, которые оказываются в Германии под угрозой», — отмечает Экхард Кордес (Eckhard Cordes), бывший руководитель компании Metro, председатель Восточного комитета немецкой экономики. «Представителям среднего бизнеса тяжело быстро переориентироваться на другие рынки». Немецкое машиностроение исходит из потерь в размере от 40 до 50% в текущем году. Отрасль опасается, что китайские компании-конкуренты cмогут с удовольствием заполнить нишу, которая освобождается из-за ухода европейских компаний.
Автомобильные концерны также снизили производство в России. Opel ввел на своем заводе в Санкт-Петербурге сокращенный рабочий день, конвейеры VW в Калуге стояли на протяжении двух недель. Причинами приостановки работы были не только санкции, но и падение рубля, из-за чего немецкая продукция становится менее привлекательной для российских покупателей.
Украинский кризис привносит неуверенность и подрывает доверие. Отчетливее всего это заметно по инвестициям. Немецкие фирмы меньше инвестируют в Россию, сообщил недавно Союз германских промышленно-торговых палат (DIHK). Предприятия приостанавливают расширение заводов, а банки намного более осторожно выдают кредиты.
А те, кто все-таки инвестировал в Россию в недавнее время, беспокоится о своих деньгах. Российское правительство готовит законопроект, позволяющий конфисковать иностранное имущество. Тем самым планируется компенсировать потери олигархов, чьи зарубежные счета были заморожены. Под угрозой находятся и некоторые немецкие компании. Затронуть меры могут тех, кто в недавнее время вложил крупные суммы в Россию, как например, концерн Metro, построивший 70 гипермаркетов на сумму примерно один миллиард евро. Или энергетический концерн E.on, инвестировавший десять миллиардов евро. Или концерны Opel и VW, построившие заводы в надежде на то, что Россия до 2020 года станет крупнейшим автомобильным рынком Европы.
То, что подобные законопроекты - не просто угрожающий жест, Россия уже однажды доказала. В лихие 90-ые годы государство действительно лишало предпринимателей собственности. Некоторые из них судятся и по сегодняшний день, чтобы получить, по крайней мере, компенсацию.
Но самый большой вопрос состоит в том, что же теперь делать. «Обе стороны должны приложить больше дипломатических усилий и создать новое пространство для действий, чтобы, наконец, разрешить этот конфликт. С экономической точки зрения, этот конфликт порождает в Европе только проигравших. А в Азии кто-то потирает руки», — отметил Кордес. Хоть это и не звучит особо конкретно, но уточнять Кордес не хочет. Он не высказывает критику в адрес немецкого правительства или канцлера, которая на полях саммита «Большой двадцатки» сказала много прямых и недипломатичных слов в адрес президента Владимира Путина. Несмотря на откровенные высказывания канцлера, Кордес отметил: «Дипломатические инициативы канцлера и министра иностранных дел в прошедшие дни были чрезвычайно ценными».
Если внимательно проследить, умеренные высказывания министра иностранных дел Франка-Вальтера Штайнмайера (Frank-Walter Steinmeier) были радушно приняты в экономической отрасли. «Предложения министра иностранных дел о начале прямых переговоров между Европейской комиссией и Евразийской экономической комиссией о двусторонней торговой политике, поступают в нужное время. Брюссель и Москва должны достигнуть согласия относительно своих торговых отношений».
Менеджеры отправляются в Россию
Несколькими днями ранее намного четче высказался председатель Восточного комитета: «Вопрос состоит в том, действуют ли эти санкции. Мы всегда с большим скептицизмом смотрели на это. В глобальной экономике санкции действуют только тогда, когда в них участвуют все. Но это не тот случай». Но никто не решается подвергать открытой критике политику ЕС и канцлера Ангелы Меркель. «Разумеется, союз поддерживает политическое решение», — отмечают представители Союза немецких производителей станков.
Но за кулисами некоторые представители экономической отрасли предпочитают брать дело в свои руки. Члены правления крупных немецких концернов отправились в начале ноября в Москву, чтобы встретиться с российскими политиками. Встреча проходила в условиях конфиденциальности. Ни компании, ни посольства не подтверждали факт ее проведения, однако в СМИ информация все же просочилась. Целью топ-менеджеров немецких компаний был призыв к отмене санкций. Вернулись они несколько «приободренными», сообщила пресса после встречи.
Сумеет ли экономика тем самым обезопасить свои рынки сбыта, в то время как политики продолжают придерживаться жесткого курса, пока неизвестно. Тем не менее перспективы деятельности в России не безоблачны, констатирует Немецкая внешнеторговая палата, представившая три возможных сценария развития событий. Согласно оптимистичному сценарию, немецким экcпортерам предстоит два тяжелых года. В среднем сценарии говорится о том, что неуверенность в российском партнере сохранится, и будет омрачать бизнес в течение многих лет. В соответствии с худшим сценарием, европейским компаниям придется искать новые рынки сбыта, поскольку Россия будет покрывать потребность в машиностроительной продукции в Азии.
Надине Оберхубер
Добавить комментарий