15 июн 10:25Интересные

Ученые объяснили феномен короткого обратного пути

Группа ученых из Киотского университета провела эксперимент для установления причин, по которым людям кажется, что на дорогу к тому или иному пункту назначения они тратят больше времени, чем на обратный путь. По одной из выдвинутых гипотез, формирование подобного восприятия никак не связано с обстоятельствами самого путешествия. Результаты исследования были опубликованы в журнале PLOS One.
В ходе эксперимента двум группам участников демонстрировали двадцатиминутные видео с записью того, как некто идет по городским улицам к месту назначения. Одной из групп сообщили, что они видят путь туда и обратно, другой — что речь идет о двух путешествиях в разные места. Группа с «обратными билетами» стабильно отмечала, что дорога назад заняла меньше времени.
В то же время представители обеих групп оценивали течение времени одинаково, когда во время просмотра их неоднократно просили отмечать трехминутные периоды в путешествии, не сверяясь с часами. Разница появилась только когда их попросили постфактум сравнить оба маршрута. Это дало исследователям повод предположить, что формирование восприятия о сокращенной продолжительности обратного пути никак не связано с обстоятельствами самого путешествия и возникает при ретроспективной рефлексии. Авторы отметили, что гипотеза потребует дальнейшей проверки. В будущем они собираются не говорить испытуемым перед экспериментом, идет ли речь об обратном путешествии или нет.
Согласно другим гипотезам, выдвинутым учеными, решающую роль в формировании подобного восприятия может играть то, что люди склонны переоценивать длительность обратного пути в случае, если речь не идет о постоянно проделываемом ими маршруте. Кроме того, как предположили исследователи, когда люди куда-то идут, то обычно стараются успеть к определенному времени и переживают за то, смогут ли это сделать. Поэтому у них складывается впечатление, будто время идет медленнее — а на обратном пути такие размышления им уже не мешают.