Мировые новости
Опрос посетителей
Что бы Вы хотели видеть на сайте

20 май 11:20Экономика

Соратники Путина могут распаковать "кубышку Сургута"

Соратники Путина могут распаковать "кубышку Сургута"
Десять лет назад миллиардер МихаилХодорковский оказался в тюрьме, а активы его компании НК «Юкос» были арестованы и распроданы. В прошлом году Владимир Евтушенков был вынужден отдать ОАО «Башнефть». Сейчас власти нацелились на ОАО «Сургутнефтегаз».
Сибирская нефтяная компания, которой последние 30 лет руководит Владимир Богданов, накопила около $34 миллиардов в виде денежных средств и их эквивалентов, свидетельствуют расчеты Блумберг на основе данных Сургутнефтегаза от 30 апреля. В условиях отлучения от мировых финансовых рынков из-за санкций президент Владимир Путин может распаковать «денежную кубышку» компании, сообщили три близкие к Кремлю источника в банковских кругах, попросившие об анонимности.
«Инвесторы опасаются, что Сургут не сможет распоряжаться накопленными деньгами по собственному усмотрению, и что они не смогут принести выгоду миноритарным акционерам», - сказал Александр Бранис, директор по инвестициям Prosperity Capital Management Ltd., которая владеет акциями компании.
Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков отказался комментировать, отметив, что Сургут - частная компания. Богданов отказался от комментариев через пресс-службу Сургутнефтегаза.
Инвестиционные планы
В марте Путин, многие годы отказывавший желающим добраться до самого привлекательного из российских корпоративных «сейфов», дал понять о смене политики, заявив, что у Богданова и Сургутнефтегаза появились «масштабные инвестиционные планы» и «там есть, над чем поработать».
Из богатств Сургута может перепасть президенту ОАО «Роснефть» Игорю Сечину, сообщили банкиры и чиновник правительства. Сургутнефтегаз может купить 19,5 процента акций госкомпании, которые планируется выставить на продажу. В итоге у Сечина может появиться партнер, который поможет рефинансировать $23,5 миллиарда долга Роснефти, срок погашения которого наступает в этом году, сказали источники.
По словам чиновника, это была бы хорошая сделка для нефтяной отрасли, а для Роснефти она имела бы оздоравливающий эффект.
Привлечение средств Сургута также ослабит давление на бюджет, в то время как правительство разрабатывает меры поддержки предприятий РФ в условиях первой за шесть лет рецессии. Роснефть попросила о выделении 1,3 триллиона рублей ($25 миллиардов) из Фонда национального благосостояния, однако по заявлению Министерства экономического развития, заявка не может быть выполнена в полном объеме.
Цена размещения
За акции Роснефти правительство рассчитывает получить не меньшую цену, чем при первичном размещении в 2006 году, в ходе которого было привлечено $10,7 миллиарда. Цена размещения составила $7,55 за акцию. За последний год акции компании в Лондоне упали на 20 процентов до $5,15, а ее капитализация снизилась до $54 миллиардов. Акции Сургутнефтегаза за этот срок практически не изменились, а капитализация составила $26 миллиардов.
Влияние Путина на компанию может объяснить, почему рыночная капитализация Сургутнефтегаза примерно на $8 миллиардов ниже стоимости ее ликвидных активов, сказал Бранис. За последние 10 лет Сургутнефтегаз выплатил более $10 миллиардов в качестве дивидендов.
Богданов убежден, что все, что делает Путин - в интересах России, и готов использовать ресурсы своей «народной» компании так, как скажет президент, сказал в интервью в Москве Александр Рязанов, бывший заместитель председателя правления ОАО «Газпром».
Забрать накопленное
«Богданов понимает, что забрать все накопленные за много лет деньги одномоментно он не сможет, - сказал Рязанов, который знаком с Богдановым уже более 20 лет. - Несколько лет назад Богданов мне говорил, что только банковские проценты составляют $1 миллиард в год, и компания спокойно может жить на эти деньги. Его это вполне устраивает».
В трех крупнейших банках РФ - ОАО «Сбербанк», Группа ВТБ и ОАО «Газпромбанк» - Сургутнефтегаз хранит примерно $14 миллиардов, $7 миллиардов и $3 миллиарда, соответственно, сказали банковские источники. По их словам, большая часть оставшихся средств находится в российском подразделении UniCredit SpA.
В пресс-службах Сбербанка, ВТБ, Газпромбанка и UniCredit отказались от комментариев по поводу депозитов Сургутнефтегаза.
Сургутский затворник
Коллеги и средства массовой информации называют Богданова «сургутским затворником», поскольку тот редко покидает город, а отпуск часто проводит в деревне, где родился.
Он живет очень скромно, почти аскетично. Несколько лет назад Богданов переехал в отдельный небольшой домик в Тюменской области. До этого он много лет жил в обычном девятиэтажном доме в центре Сургута и ходил на работу пешком – офис компании был в трех минутах ходьбы, рассказывает Рязанов, живший в том же доме.
Богданов, которому официально принадлежит менее 1 процента акций Сургутнефтегаза, - хранитель тайны о структуре собственности четвертой по величине нефтяной компании страны. По словам Рязанова, он, «скорее, очень хороший наемный менеджер, чем совладелец».
Ни компания, ни власти не раскрывают информацию о том, кто контролирует фирмы, которым принадлежит в общей сложности более 70 процентов акций. Остальными владеют тысячи инвесторов, среди которых фонд национального благосостояния Норвегии - крупнейший иностранный акционер примерно с 0,65-процентной долей в Сургутнефтегазе, свидетельствуют данные в терминале Блумберг. Фонд отказался от комментариев.
Залоговые аукционы
Богданов закрепился во главе компании в середине 1990-х годов, когда правительство президента Бориса Ельцина распродавало на залоговых аукционах государственные пакеты акций крупных предприятий. Пенсионный фонд Сургутнефтегаза приобрел на таком аукционе 40 процентов акций головной компании за сумму, эквивалентную менее чем $100 миллионам.
Впоследствии структура собственности несколько раз менялась, и в результате Богданов стал контролировать предприятие через два десятка некоммерческих партнерств и обществ с ограниченной ответственностью, зарегистрированных в Сургуте бывшими и нынешними сотрудниками Сургутнефтегаза, рассказали источники. Ни одна из фирм не владеет более чем 5 процентами акций, что позволяет обходить требование о раскрытии информации.
Уильяму Браудеру, когда-то крупнейшему иностранному инвестору на российском фондовом рынке, в 2005 году был запрещен въезд в страну, после того как он попытался добиться более подробной информации о структуре собственности таких компаний, как Сургутнефтегаз и Газпром.
«Сургут - одна из крупнейших нефтяных компаний мира, и она совершенно непрозрачна, - сказал Браудер по телефону из Лондона. - Почему никто не знает, кому она принадлежит?»
--При участии: Юлия Федоринова, Генри Мейер, Илья Архипов и Стивен Бирман в Москве, Тони Халпин в Лондоне и Салеха Мохсин в Осло.
Добавить комментарий
Спасибо спонсору
Мировые новости
Личный кабинет
Партнеры
Такси в Губкине